Объявлены "Слова года": Роспил, твиттер, партия жуликов и воров

Выбор "Слова года", итоги которого сегодня объявлены, – та же премия. В роли отборщиков на этот раз писатели, поэты, журналисты, учителя словесности и лингвисты (всего 17 человек, председательствуют Михаил Эпштейн и Алексей Михеев, координатор – писатель Марина Вишневецкая, подробнее – см. справку). В роли лауреатов – слова, которые распределяются по нескольким номинациям: «отдельные слова», «жаргонизмы», «заимствования», «словосочетания», «фразы». Из набросанных всем миром в "Фейсбук" кандидатов эксперты выбрали самые, на их взгляд, показательные для уходящего года. Голосовали, заметим, до 1 декабря нынешнего года. То есть до 4 и 10 декабря. Что не слишком повлияло на общую картину – список все равно получился политизированным.

Вот слова, занявшие призовые места: полиция, рокировка, альфа-самец (номинация «отдельные слова»). Роспил, здравохоронение, валить (жаргонизмы). Твиттер, фейсбук, лайкать (заимствования). Манежка, Викиликс, Гражданин поэт (имена собственные). Партия жуликов и воров, арабская весна, Народный фронт (словосочетания). «Наш дурдом голосует за Путина», «Порву за Путина!» и «Хватит кормить Кавказ» (фразы). Отдельная радость – словотворчество, неологизмы: извирательная компания, распилократия, информафия.

Как видим, вышла краткая, но весьма эмоциональная политинформация – о том, какие события произошли в нашей стране за последнее время. Отшельник, не заглядывавший целый год в газеты, как и будущий историк, легко составит представление о круге изменений и волнений в России. Появилась полиция, сайт Алексея Навального, стали популярны "Твиттер" и "Фейсбук", граждане России заслушались Гражданином поэтом, но не забыли и про Манежку.

Пусть эта мозаика не совершенно объективна, поскольку сложена экспертами, у которых свои пристрастия и видение главного в обществе, но кое о чем этот выбор все равно свидетельствует. О чем?

Во-первых, о том, что в России людей крепче всего пока соединяют политика и социальные сети. Это и есть наш общий знаменатель. Человеческой составляющей в этом знаменателе, до 1 декабря по крайней мере, не обнаруживается. В списке нет ни слова, ни полслова из области душевной, эмоциональной, ментальной и даже телесной. Ничего, что связано непосредственно с бытием и существованием частного человека, личности.

Тут можно, конечно, возразить: выбирались-то слова года, которые, естественно, фиксируют лишь масштабные явления в политическом и социальном поле. Все равно показательно: ничего хотя бы вокруг человеческого в этом пространстве не происходило, и появление в списке «лайкать» выглядит как злая пародия на все эти эмоционально-частные сферы.

Второе. Отфильтровалось много шуток, каламбуров, которые оказались весомее слов серьезных и важных. Все эти «рокировки», «Роспилы», «порву за Путина!» – с подзаковырочкой, недоброй усмешкой, иронией сквозь зубы. Не потому ли, что о политике и социальных реформах говорить всерьез давно невозможно? Сплошное здравохоронение и дурдом.

Третье. Мы довольно сильно зациклены на себе, своих российских делах, «Викиликс» да «арабская весна» - вот и все, что проникло в нашу жизнь из мировой повестки дня.

Ужасно интересно, что будет дальше. Появится ли в словах года 2012-го какая-нибудь революционно-романтическая лексика? Проберется ли все-таки человеческое? Не только «Болотная площадь», но и что-нибудь вроде «воодушевление», «понимание»?

Как бы то ни было, «слова года» есть и будут правдой о нас, диагнозом. Обнадеживающим или смертельным.

В 1928 году лингвист Афанасий Матвеевич Селищев написал блестящую книгу «Язык революционной эпохи». Спустя всего несколько лет этот вполне научный труд, описывающий особенности советского «новояза», был обвинен в клевете на революцию. Нет ничего более разоблачительного, чем язык.

 

СПРАВКА:

Выборы-2011 проводились Центром творческого развития русского языка, созданном при Санкт-Петербургском университете и Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), при участии "Новой газеты" и культурно-просветительской программы "Словари XXI века". В научно-творческий совет входят писатели, поэты, журналисты: Андрей Архангельский, Марина Вишневецкая (координатор), Светлана Кекова, Анатолий Курчаткин, Татьяна Щербина; филологи и лингвисты: Евгения Абелюк, Ольга Глазунова, Людмила Зубова, Максим Кронгауз, Ирина Левонтина, Алексей Михеев (сопредседатель жюри), Ольга Северская, Наталья Фатеева, Елена Шмелева; а также философы и культурологи: Леонид Столович, Григорий Тульчинский и Михаил Эпштейн (руководитель Центра и сопредседатель жюри).