Фильм "Без названия": полюбила инсталляция ведрофонию

Фильм «Без названия» (Untitled) беззлобно потешается над людьми из мира современного искусства. Ведь они такие забавные
Кино без границ

Современного художника может обидеть каждый. Но комедиографы художников щадят и редко делают героями фильмов. Это даже странно: в среде contemporary art полно эксцентричных персонажей. Но режиссеры, видимо, относятся к ним с опаской: посмеешься – самого потом объявят консерватором, а то и просто дураком.

Современные художники тоже люди. Поэтому режиссер Джонатан Паркер снял про них романтическую комедию с оглядкой на Вуди Аллена. Любовный треугольник составлен из модной галеристки (Марли Шелтон), художника (Эйон Бейли) и его брата-композитора (Адам Голдберг).

Оба брата считают себя непризнанными талантами. Только коммерчески успешный художник страдает от невнимания знатоков: его декоративные абстрактные полотна галеристка продает оптом для украшения холлов отелей и больниц. А радикальный композитор приходит в отчаяние от полного непризнания: на его концертах сидит человек семь, из которых пять уходят, не в силах терпеть атональные крики кикиморы, громыхание жестяных ведер и звуки рвущейся бумаги.

Но галеристка из Челси любит как раз такое искусство. На средства от продажи неактуальной абстрактной живописи она устраивает выставки минималиста, помечающего табличкой с названием пустую стену, или анималиста, экспонирующего чучела оленей и мартышек. Буйного гения таксидермии изображает свирепый футболист Винни Джонс, которого обычно используют в амплуа костолома. Кто бы мог подумать, что именно он отыграет поговорку «искусство требует жертв»: лучшая шутка фильма – когда на Винни Джонса падает корова.

Юмор у Джонатана Паркера незамысловат и неоригинален, но обаятелен. Например, в одном из эпизодов старательный и преданный композитору музыкант ночью репетирует, как с чувством пинать ведро.

На сатиру фильм почти не претендует, но содержит кое-какие наблюдения и даже метафору.

Из наблюдений для сюжета важно то, как люди, исповедующие радикализм в одном виде искусства, совершенно не готовы признать его в другом. Об это спотыкается роман галеристки и композитора, который подозрительно смотрит на чучело мартышки с пылесосом и считает шарлатаном надувающего щеки минималиста.

А метафорой служат очки галеристки, которых у нее как у мартышки, но все без диоптрий (как с удивлением обнаруживает композитор). То есть видеть они не помогают, зато создают видимость. Не только в том смысле, что без очков сама героиня выглядит простовато. Надевая их, галеристка видит, что занимается серьезным искусством. А снимая... нет, лучше не снимать.

Кажется, такими очками режиссер Джонатан Паркер считает и современное искусство. Лично ему оно, может, не очень-то нужно, но придает романтической комедии интересное выражение лица.