Фильм "Без названия": полюбила инсталляция ведрофонию
Фильм «Без названия» (Untitled) беззлобно потешается над людьми из мира современного искусства. Ведь они такие забавныеСовременного художника может обидеть каждый. Но комедиографы художников щадят и редко делают героями фильмов. Это даже странно: в среде contemporary art полно эксцентричных персонажей. Но режиссеры, видимо, относятся к ним с опаской: посмеешься – самого потом объявят консерватором, а то и просто дураком.
Современные художники тоже люди. Поэтому режиссер Джонатан Паркер снял про них романтическую комедию с оглядкой на Вуди Аллена. Любовный треугольник составлен из модной галеристки (Марли Шелтон), художника (Эйон Бейли) и его брата-композитора (Адам Голдберг).
Оба брата считают себя непризнанными талантами. Только коммерчески успешный художник страдает от невнимания знатоков: его декоративные абстрактные полотна галеристка продает оптом для украшения холлов отелей и больниц. А радикальный композитор приходит в отчаяние от полного непризнания: на его концертах сидит человек семь, из которых пять уходят, не в силах терпеть атональные крики кикиморы, громыхание жестяных ведер и звуки рвущейся бумаги.
Но галеристка из Челси любит как раз такое искусство. На средства от продажи неактуальной абстрактной живописи она устраивает выставки минималиста, помечающего табличкой с названием пустую стену, или анималиста, экспонирующего чучела оленей и мартышек. Буйного гения таксидермии изображает свирепый футболист Винни Джонс, которого обычно используют в амплуа костолома. Кто бы мог подумать, что именно он отыграет поговорку «искусство требует жертв»: лучшая шутка фильма – когда на Винни Джонса падает корова.
Юмор у Джонатана Паркера незамысловат и неоригинален, но обаятелен. Например, в одном из эпизодов старательный и преданный композитору музыкант ночью репетирует, как с чувством пинать ведро.
На сатиру фильм почти не претендует, но содержит кое-какие наблюдения и даже метафору.
Из наблюдений для сюжета важно то, как люди, исповедующие радикализм в одном виде искусства, совершенно не готовы признать его в другом. Об это спотыкается роман галеристки и композитора, который подозрительно смотрит на чучело мартышки с пылесосом и считает шарлатаном надувающего щеки минималиста.
А метафорой служат очки галеристки, которых у нее как у мартышки, но все без диоптрий (как с удивлением обнаруживает композитор). То есть видеть они не помогают, зато создают видимость. Не только в том смысле, что без очков сама героиня выглядит простовато. Надевая их, галеристка видит, что занимается серьезным искусством. А снимая... нет, лучше не снимать.
Кажется, такими очками режиссер Джонатан Паркер считает и современное искусство. Лично ему оно, может, не очень-то нужно, но придает романтической комедии интересное выражение лица.