"Серебряная камера 2011": Москва не влезает в объектив

Фотоконкурс «Серебряная камера 2011» должен напомнить, какой Москва была в уходящем году и что в ней происходило. События в фотографиях отражены, но не осмыслены
Серебряная камера

Работы номинантов конкурса «Серебряная камера» на лучший фоторепортаж о Москве, как всегда, показывают в подвале Манежа. Как всегда, они сгруппированы по трем номинациям и победителя в каждой ожидает награда в 5000 у. е. «Как всегда» на этот раз много, хотя объекты съемки – наш большой город и его жители – в этом году пережили изменения и неожиданные потрясения.

Собянинской Москва не стала, но и лужковской сделана косметическая коррекция. Вот фасады домов очистили от рекламы, и на конкурсе меньше обычного сюжетов про контраст гламурной роскоши с реальной нищетой. Нет и фотолетописи судорожного всемосковского мощения плиткой – незабываемого и зрелищного летнего сюжета. Возможно, организаторы по привычке не захотели огорчать московского мэра.

В номинации «Архитектура» на этот раз скучно – фотокартины хайтековской столицы на большинстве снимков, как всегда, напоминают безжизненную компьютерную графику. Москвы старой и убогой на снимках, наоборот, меньше обычного – похоже, неотснятых сюжетов уже не осталось.

Как обычно, нет сильных работ в номинации «Лица». За исключением блистательной серии фотопортретов Кента Нагано, дирижировавшего в октябре в Зале Чайковского вагнеровской «Валькирией». Автор фотографий – большой мастер, не раз награжденный «Камерой» (до решения жюри работы выставляются анонимно, но почерк угадывается), а его модель просто феноменальна. Лицо Нагано меняется от «самой духовности» до карикатурной дьявольской маски. Потрясающе выразительны лица Никиты Тихонова и Евгении Хасис, но их фотографии на скамье подсудимых проходят по номинации «События».

«В прошлом году у нас были свежие снимки с Манежной, а сейчас подошли хорошие», – говорит директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, проходя мимо жесткого репортажа с прошлогоднего, несанкционированного, народного выступления в память о Егоре Свиридове.

Фотографий митингов 2011 г. на Триумфальной и Болотной, понятно, невозможно было не показать. Взяли свежие, растиражированные интернетом, выполнившие главную задачу – показать, как много народа пришло и какие классные несли плакаты. Люди на Болотной, утверждают очевидцы, были счастливы, а таких людей камера не любит – счастливые на фотографиях выглядят самодовольными. Так что митинги «Серебряная камера» пока не отыграла.

Главной здесь – неожиданно – стала молодежная тема. Мрачноватых серий, рассказывающих о внутренне напряженной, со скрытым надрывом, жизни растерянного поколения на выставке тревожно много. И снимки Тихонова с Хасис эту тревогу усиливают.

«Серебряной камере» одиннадцать лет. Что-то в ней надо менять – чтобы не чувствовалась усталость. Например, отбирать только снимки текущего года, пусть «свежее» не конкурирует с «хорошим». Не награждать участников номинации, если нет достойных. Не превращать выставку в бенефис Школы Родченко – начинающим надо помогать, но без конкуренции с мастерами они не вырастут сильными.