Стиль жизни
Бесплатный
Олег Зинцов
Статья опубликована в № 3010 от 26.12.2011 под заголовком: «Слон» и «Оскар»

Премия "Белый слон": кинокритики переоделись киноакадемиками

Лучшим российским фильмом года по версии Гильдии киноведов и кинокритиков стала «Елена» Андрея Звягинцева. Похоже, критики у нас заменяют академиков
Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС

Хорошо, что гильдия киноведов и кинокритиков у нас одна. Вот киноакадемии две, и какая из них академичнее, неясно. Короче, все не как в Америке: там одна академия, зато ассоциаций кинокритиков великое множество и они начинают премиальный марафон, который завершается вручением «Оскаров». Это всем понятная иерархия. А у нас хорошо бы критикам высказываться после «Ники» с «Золотым орлом», потому что в этих академических наградах чувствуется какая-то неизбежная при конкуренции суета и шаткость критериев. На этом фоне критический «Белый слон» выглядит весомее. Понятно, кто его вручает, и понятно, за что.

Понятно также, что в этой ситуации критики не могут позволить себе никакого эстетского выверта и вынуждены быть академичнее академиков. Будь у нас свой нормальный «Оскар», «Елена» отправилась бы туда и там победила, а критики нашли бы что-нибудь менее мейнстримное и очевидное.

Например, «В субботу» Александра Миндадзе или «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Но эти фильмы хотя бы претендовали на главного «слона» и получили неглавных: «В субботу» – за мужскую роль (Антон Шагин), «Шапито-шоу» – за сценарий (Марина Потапова). «Охотника» Бакура Бакурадзе критики не включили ни в одну из номинаций. Для критиков это очень странно.

«Елена» выиграла трех «слонов»: помимо главного – за режиссуру и женскую роль второго плана (Елена Лядова, браво!). Столько же у «Мишени» Александра Зельдовича, абсолютного лидера по части оформления: лучшая работа оператора (Александр Ильховский) и художников (Юрий Хариков, Владимир Родимов), лучшая музыка (Леонид Десятников).

Фильму Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» двух «слонов» принесли актеры Дарья Екамасова (лучшая женская роль) и Алексей Серебряков (лучшая мужская роль второго плана). Массовое кино киноведы и критики, видимо, презирают, а то бы номинировали Серебрякова за «ПираМММиду», где он отлично сыграл Мавроди.

Лучшим дебютом признан «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. Премию имени Мирона Черненко (присуждается без номинирования экспертным советом) получил «Борис Годунов» Владимира Мирзоева. Лучшим анимационным фильмом назвали «Шатало» Алексея Демина. Лучшим документальным – «Книгу тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне» Алексея Вахрушева.

В номинации «Лучший зарубежный фильм российского проката» критики выбрали два фильма – «Пину» Вима Вендерса и «Король говорит!». Хоть вступай всей гильдией в американскую киноакадемию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать