Выставка "Сообщники": на фотографиях Игоря Мухина запечатлены молодыми деятели нашего современного искусства

Фотограф Игорь Мухин сделал из портретов художников, арт-критиков, кураторов и галеристов, сотворивших у нас «современное искусство», элегическую и возвышенную выставку «Сообщники»
Галерея XL

Словосочетание «современное искусство» взято в кавычки не пренебрежения, а точности ради. Люди, смотрящие – на зрителей, в себя и в пространство – с портретов в галерее XL, объединяются этим русским переводом международного contemporary art.

Лет уже двадцать пять назад они сами себя так определили и совместными усилиями убедили публику, что перформансы, инсталляции, видео и слова вместо изображения – это и есть искусство современности. Не всю публику, консервативное большинство вправе остановиться на Пикассо, но свои верные зрители у «сообщников» есть. Так же есть если не слава, то небезызвестность – выставки, участие в международных биеннале, публикации, музей и центр, деньги – не те, разумеется, которых хотелось бы.

И главное – они исполнили свою культурную миссию. Расширили русское понимание искусства, ввели страну в международное демократическое арт-сообщество, обновили искусствоведческую и критическую лексику. То есть оказались младореформаторами и демократами от искусства, героями последней отечественной революции. После выполнения исторической творческой задачи делатели «современного искусства» начали строить собственные карьеры – не всегда успешно. Некоторые как раз от скандальной славы пострадали: Авдей Тер-Оганян стал политэмигрантом, поиграв в безбожника, Олег Кулик так и остается в общественном сознании злой голой собакой, ненавистным символом унижения, пережитого гражданами советской страны при ее распаде.

Подробное описание портретируемых Игорем Мухиным – попытка объяснения, почему его выставка имеет значение большее, чем вечер фотовоспоминаний давно знакомых и с трудом терпящих друг друга завоевателей новых территорий искусства, чей общий звездный час – в прошлом.

Мухин и галерея XL выстроили выставку как всегда легко, без надувания щек и претензий на справедливость и объективность. Немного обрамленных черно-белых, а точнее, серо-серых, снимков составляют парадную часть выставки – они с сюжетом и композицией. Большинство же портретов – сотни – небрежно прикреплены к веревкам, как будто только что отпечатаны в лаборатории и висят на просушке. Никаких подписей и дат, несколько героев попадаются неоднократно: художник Анатолий Осмоловский, то юный и наглый, то угрюмый и богообразный, вечно щурящаяся в объектив смешливый критик Милена Орлова, раздумчивый мыслитель Андрей Ковалев. Другие, независимо от заслуг, мелькают только раз, как деятельный куратор Иосиф Бакштейн. Конечно, присутствует Андрей Ерофеев, сделавший когда-то важную для понимания выставку «Сообщники» в Третьяковке.

Есть фотографии героев старшего поколения, серьезного художника Эрика Булатова, например, но он здесь к месту, как тоже серьезный, но еще молодой художник Андрей Кузькин.

Все – ну за одним исключением – на этих фотографиях Мухина видятся людьми мечтательными, внутренне сосредоточенными, вдохновенными. Они такие и есть. Без напряженной внутренней сосредоточенности невозможно творчество – рождение нового, преображение рутинного. Ну а единственное исключение – человек так же талантливый, но не выдумывающий искусство, а делающий с его помощью карьеру.