Джордж Клуни снял кино на злобу дня

«Мартовские иды» выходят на российские экраны как раз вовремя — за две недели до выборов
kinopoisk.ru

Президентские выборы на носу, страной овладела нервозность. Как хорошо в такой ситуации знать, что ты сделал ставку на правильного кандидата! Умный, красивый, сдержанный, авторитетный, опытный в политике и, судя по всему, честный. Но что случится, если вдруг выяснится, что твой кумир не настолько безупречен? Идеалы рухнут, однако работа продолжится.

«Мартовские иды», четвертая режиссерская работа Джорджа Клуни, выходят в России вовремя. Казалось бы, фильм посвящен механике далеких от нас праймериз в штате Огайо, да еще и между двумя вымышленными кандидатами в президенты (впервые картина Клуни основана не на реальных событиях, она снята по пьесе Бо Уиллимона, уже успешно прошедшей на Бродвее). Однако смотрится эта история как правдивый репортаж из российской жизни — недаром на этот раз режиссер обошелся без ретростилизаций, поместив действие в наши дни. Браво прокатчикам: кино про президентские выборы выходит за две недели до президентских выборов, назначенных как раз на март. Тут даже необязательно вспоминать, что название фильма — отсылка к пророчеству, звучащему в «Юлии Цезаре» Шекспира: «Берегись мартовских ид!» Именно в эти дни пал Цезарь, произнеся напоследок фразу: «И ты, Брут». Темы заданы отчетливо: власть и предательство. Куда же без них в политике.

Клуни не только обаятельный актер и превосходный режиссер, но и человек с отчетливой гражданской позицией: убежденный либерал и демократ. Тем удивительнее горечь, которая ощутима все больше с каждым следующим кадром «Мартовских ид» — поначалу обманчиво нейтральной, корректной и аккуратной картины. Губернатор Пенсильвании Майк Моррис, неуклонно идущий к президентскому посту, — как раз демократ, и разоблачается по ходу действия именно он: симпатяга и популист, в шкафу которого не без скелета. Эту роль Клуни взял себе, но пусть вас не обманывает его мужественная физиономия на рекламном плакате фильма, так напоминающем предвыборную листовку. На самом деле Моррис — персонаж второстепенный (хотя и важнейший для интриги), а построена картина на другом герое.

Блестящий спичрайтер и начинающий политтехнолог Стивен Майерс трудится в штабе Морриса не за страх, а за совесть — и именно ему в руки попадает секрет, компрометирующий блестящего кандидата и переворачивающий с ног на голову систему ценностей, к которой уже начал привыкать доверчивый зритель. Роль Майерса сыграл Райан Гослинг, который уже третий раз за сезон (до того в триллере «Драйв» и комедии «Эта — дурацкая — любовь») доказывает свое право считаться одним из самых перспективных и необычных молодых актеров современного кино.

Сюжет «Мартовских ид» запутан и увлекателен, развязка предсказуема, но логична и убедительна: рассказывать о них — лишить зрителя удовольствия. Достаточно лишь сказать, что этот фильм не только демонстрация нетривиальных дарований постановщика и артистов, но и полезное противоядие от разного рода иллюзий, особенно в политической сфере. Оказывается, в иных случаях полезный урок трезвости могут дать и американцы.

С 16 февраля в кинотеатрах города