Музей Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной, 36: открытие не за горами

В знаменитом доме на Старой Басманной, 36, идут реставрационные работы – через год здесь откроется музей Василия Львовича Пушкина, дяди поэта

Василий Львович снимал этот небольшой одноэтажный особняк с 1820 по 1824 г. Этот дом помянут во множестве мемуаров – здесь бывали Петр Вяземский, Денис Давыдов, Антон Дельвиг, Иван Дмитриев, басни которого Василий Львович считал образцовыми. 8 сентября 1826 г., после знаменитой беседы с государем, во время которой тот предложил стать единственным цензором поэта, Александр Сергеевич Пушкин отправился прямиком сюда, к дяде.

И все же то, что дом сохранился, – чудо. Деревянный ампирный особняк рядовой застройки, типичный для послепожарной Москвы, неброский и небогатый, – такие не выживали. Этот охраняло имя Пушкина – и сберегло. Сейчас здание освобождают от всех позднейших наслоений, в нем появится зала, гостиная, столовая и кабинет, соединенные анфиладой. С мебелью красного дерева, портретами и литографиями.

Реставрацией и подготовкой интерьера дома занимается Музей А. С. Пушкина на Пречистенке, филиалом которого станет новый музей.

Первые экспонаты уже есть – сотрудники музея представили их на однодневной выставке, состоявшейся в музее на Пречистенке. Сюда привезли подлинные филенчатые двери, помнящие прикосновения и хозяина, и его гостей.

Среди самых ценных экспонатов и альбом Елизаветы Александровны Демидовой, приобретенный коллекционером Андреем Руденцовым в 2008 г. на лондонском аукционе Christie’s специально для пушкинского музея. Василий Львович написал в альбом блиставшей в свете красавицы и чаровницы Элизабет, супруги богатого наследника уральских рудников и заводов, два обращенных к ней стихотворения на французском, прежде исследователям Пушкина-дяди не известных.

Французским Василий Львович действительно владел как родным и все же стихи чаще писал на русском. Среди сочиненного им и басни, и чувствительные элегии, и послания, и эпиграммы, и альбомные экспромты, но славу Василию Львовичу принесла поэма «Опасный сосед» – ироническое повествование о поездке рассказчика и его соседа Буянова к блудницам. При жизни Василия Львовича фривольная поэма не публиковалась, но имела широкое хождение в списках. И хотя Пушкин-младший сказал о дяде «парнасский мой отец», из всего поэтического наследия Василия Львовича искренне он ценил лишь «Опасного соседа» – за живость действия, сочность описаний и остроту слога.

Возвращение дома Василия Львовича в качестве литературного музея восстановит не только историческую, но и культурную справедливость. Василий Львович, вовсе не сразу прослывший «дядей», долгое время оставался вполне автономным от племянника и хорошо известным поэтом. Арзамасец по прозвищу Вот, отчаянный щеголь, импровизатор, декламатор собственных стихов – в общем, профессиональный «тусовщик». Творчество его неотделимо от среды, в которой он вращался, и дома, где принимал гостей. Приходя в новый музей, мы поймем больше и о нем, и о его давних посетителях, и о русской поэзии, а значит, как водится, и о себе.