Берлинский кинофестиваль: Русских фильмов в главном конкурсе нет, но русское присутствие есть

В конкурсе открывающегося Берлинского кинофестиваля нет ни одной стопроцентно российской картины. Но русское присутствие выглядит даже более объемным, чем в предыдущие пару лет
Markus Schreiber/ AP

Не стоит забывать о параллельной программе «Панорама», порой заслуживающей большего внимания, чем основной конкурс, – именно отсюда вышел один из самых интересных европейских фильмов прошедшего года, бельгийский боевик «Бычара», вошедший в шорт-лист «Оскара». В прошлый раз наших фильмов там не было – а в этом году есть «Конвой» Алексея Мизгирева, пару лет назад получившего режиссерский приз в Локарно за «Бубен Барабан». Новый фильм – об офицере, конвоирующем дезертира в часть.

А в секцию «Форум» приглашен фильм «Завтра» документалиста Андрея Грязева, за предыдущие работы о шахтерах и гастарбайтерах вместе с призами специализированных фестивалей получившего и кучу обвинений в очернении российской действительности. «Завтра» посвящен группе «Война»: полтора года Грязев снимал не только акции, но и своеобразный быт полулегальных героев отечественного современного искусства, любимцев Бэнкси и полиции обеих столиц. Режиссер работал в обстановке невероятной секретности, уходя от приставленной к нему спецслужбистской слежки и скрывая тему нового киноопыта даже от друзей. Чтобы привлечь внимание к картине, было бы достаточно и этого – но солдаты протестного арта придали ситуации дополнительный накал, прислав в дирекцию Берлинале письмо о том, что Грязев использует отснятые с их участием материалы незаконно. Судя по обескураженной реакции режиссера («Я же им фильм показывал! Им же все понравилось!»), претензии эти являются очередной нонконформистской акцией людей, переворачивавших милицейские машины и рисовавших детородный орган на разведенном петербургском мосту.

Главное же русское событие Берлинале – фильм-копродукция, в котором нет ни одного российского артиста, но который тем не менее является настоящим прорывом отечественного кинопроизводства. Это дебют голливудской продакшн-компании Александра Роднянского AR Films и четвертый режиссерский опыт актера Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд». Семейная драма российско-американского производства укомплектована столь козырным набором звезд – Джон Хёрт, Роберт Дювалл, Кевин Бэйкон плюс сам режиссер, – что вполне имеет смысл рассчитывать на какой-нибудь актерский приз.

Конкурс Берлинале, который часто упрекают в превалировании социального содержания над качеством картин, в этом году выглядит привлекательно. В качестве обязательной немецкой квоты – новые картины чуть ли не лучших германских режиссеров современности Кристиана Петцольда и Ханса Кристиана Шмидта. Отметим также европейский дебют лидера новой филиппинской волны Брийянте Мендосы «Пленный» с Изабель Юппер в главной роли и картину «Просто ветер» венгерского апологета Тарковского Бенедека Флигауфа, который после неудачного интернационального фильма с Евой Грин решил вернуться на родину, где снял не свойственную для себя социальную драму об убийстве румынской семьи в венгерской деревне. Председатель жюри нынешнего Берлинале, зубр британского реализма Майк Ли должен оценить эти усилия.