Тележурналист Вадим Глускер выпустил книгу об Италии

«Настоящий итальянец» имеет мало отношения к итальянцам, скорее это байки про то, что русские о них думают

Что нового можно сказать о стране, про которую написано все и даже больше? Тут, как говорится, нужно искать поворот. И такой поворот Глускер находит. Он описывает страну через мифы, которые она породила в советском, а затем российском массовом сознании. Тут собрано и перемешано буквально все: Fiat и Maserati (или попросту «маза»), болонки и болоньевые плащи, тольяттинские жены и русские миллионеры, мафиозная Сицилия и Форте-дей-Марми, пицца и лазанья, Версаче и Тото Кутуньо, Джанни Родари и Берлускони. Надо отдать должное автору, со всеми этими знаковыми предметами и персонажами он пытается познакомиться лично. Правда, никак не удается напасть на след Чиполлино, хотя автор чего только ни делает, даже отправляется на рынок к продавцам овощей и, рискуя прослыть чокнутым, спрашивает у них про синьора Помидора; а что такое болоньевый плащ, не знают даже Дольче и Габбана. Зато раритетный Fiat 124, на котором Глускер ездит по северу Италии (пока ископаемый предок «копейки» не глохнет навсегда), он получает от самого директора завода в Турине, который к тому же рассказывает ему фантастическую историю. В Тольятти был мороз минус 40, а нужно было рыть котлован под будущую стройку века. «Казалось, это невозможно физически, но русские привезли 40 реактивных самолетных двигателей со всей страны и разогревали ими землю». В Турине Глускер знакомится с «тольяттинскими женами» — теми, кому с огромными трудностями удалось-таки выйти замуж за работавших в городе итальянцев и выехать в Италию. Постаревшие рабочие и их подруги — все живут по соседству на окраине Турина — накрывают к приезду российского журналиста общий праздничный стол, перекрикиваясь через улицу: «Маша! Ты не забыла тирамису?!»

С эксцентричным Берлускони Глускер выпивает у него на сардинской вилле. На льстивый вопрос «За что вас любят итальянцы?» Берлускони отвечает отрепетированной шуткой: «За всех итальянцев не скажу, а вот женщины выстраиваются ко мне в очередь, потому что я одинок, богат, красив и хорош в постели. А главное, я старый и скоро умру, и им все достанется».

В общем, книга Вадима Глускера «Настоящий итальянец» имеет мало отношения к итальянцам, скорее это байки про то, что русские о них думают. Почему бы нет? Впрочем, скептик мог бы сказать: что бы ни делал журналист НТВ, у него все равно получаются старые песни о главном или «Намедни. Наша эра».

Вадим Глускер. Настоящий итальянец. Все, что я знаю об Италии, и даже больше. — М.: Астрель, 2011