Выставка графики Владимира Фаворского: он создавал совершенные книги

Литературный музей сделал выставку Владимира Фаворского без особого старания – книжная графика художника развешана в залах тесно и попросту, будто она и не гордость русского искусства

Старомодная скромность выставки никак не умаляет ценности графических листов и книг, на ней показанных. А показывают как многим известное – гравюры к «Слову о полку Игореве», к собранию сочинений Пушкина, издания поэзии Данте, тонкую книжечку Павла Флоренского «Мнимости в геометрии», – так и редкости из семьи потомков художника вроде титульного листа журнала «Вестник коннозаводства и коневодства» за 1921 г.

Животноводческий журнал сделан так же тщательно и высокохудожественно, как и журнал «Искусство» или первое издание «Гамлета» в переводе Бориса Пастернака. А что до гравюр к текстам Гоголя и Замятина, так это совершенные образцы глубоко русского модернизма-сюрреализма.

Самое известное высказывание Фаворского – о том, что он не иллюстрирует книги, а создает их. И если блистательных книжных иллюстраторов немало, то среди создателей совершенных, строгих, самодостаточных, без дизайнерской показухи, естественных и благородных русскоязычных книг Фаворский – первый.

Его форзацы, фронтисписы, виньетки, буквицы, заставки и концовки продуманы и держат книгу, как здание, где каждая деталь имеет свое важное значение.

Впрочем, классик есть классик, имя Владимира Фаворского для художников, и не только книжных, синоним абсолютного мастерства и профессиональной честности, осмысленного творчества и формотворчества.

Выставка в Литературном музее собрана в поддержку нового издания – полного каталога печатных произведений Фаворского, от картинки к обертке масла 1907 года до последних работ начала 1960-х гг. Два экземпляра этого сборника, изданного «Контакт-культурой», можно рассмотреть на выставке. И убедиться, насколько современная печать бледнее и серее, чем старая, высокая, рукотворная.

Конечно, «Книжная графика В. А. Фаворского» не подарочное нарядное издание, но рядом с благородными пожелтевшими подлинниками Фаворского смотрится убого.

Сегодня, когда все больше людей читают с экрана, благородное искусство Фаворского можно считать прекрасным завершением эры Гуттенберга. Но от того, что искусство сотворения книги на наших глазах уходит в прошлое, оно становится только ценнее.