В Москве появляются новые места для болельщиков

В этом футбольном сезоне активность фанатов приобретает неожиданные формы — они издают журналы и участвуют в дискуссиях
П.Ковалев/ PhotoXPress

«Мы хотим показать, что болельщик может быть не только анекдотическим персонажем в пресловутых растянутых трениках с пивом у телевизора. У него есть много других интересов», — говорит Александр Набоков, главный редактор газеты «Книжное обозрение», один из основателей проекта «СпортКультура» в Центральном доме художника. По замыслу он должен объединить просмотры матчей в спортивном баре, дискуссии с экспертами и книжные выставки.

Накануне возобновления футбольного сезона появляются и другие новшества для болельщиков. В начале февраля заместитель руководителя управления по спецпроектам АНО «Спорт высших достижений» Андрей Малосолов (структуры, созданной Олимпийским комитетом России для привлечения инвесторов) предложил устроить в полутора десятках российских городов так называемые фан-зоны. Сотни и тысячи любителей футбола смогут собираться в определенном месте, чтобы на больших экранах смотреть игры команд во время июньского чемпионата Европы. Смелость инициативы Малосолова (кстати, известного в 1990-е фаната ЦСКА, а последние десять лет футбольного функционера) в том, что последние годы массовые скопления фанатов вне стадионов были под негласным запретом. По крайней мере в Москве — после того, как летом 2002 г. просмотр матча чемпионата мира Россия — Япония на Манежной площади закончился массовыми беспорядками в центре столицы. «Я думаю, об этой истории уже стоит забыть, — сказал “Пятнице” исполнительный директор АНО “Спорт высших достижений” Федор Щербаков. — Прошло много времени, да и то, что мы предлагаем, сильно отличается от простого стояния перед экраном. Планируется, что фан-зоны будут разделены на сектора со своей пропускной системой, появятся условия для комфортного просмотра матчей — сидячие места, точки общественного питания, туалеты».

Судя по всему, перестали вспоминать события десятилетней давности и власти. «При обсуждении этой идеи мы не встретили принципиального отказа, — говорит “Пятнице” советник руководителя Департамента физкультуры и спорта Москвы Леонид Крутаков. — Для начала надо согласовать работу различных служб (органов правопорядка, медиков), решить вопрос с транспортом. Официальное разрешение как раз не самая большая проблема». По словам Крутакова, сейчас такие фан-зоны планируются в «Лужниках» и спорткомплексе «Олимпий­ский». «Мы ждем предложений от этих арен — как они все это видят. Может быть, возникнут и другие места. В любом случае что-то конкретное будет извест­но к середине весны», — добавляет он.

В рамках проекта «СпортКультура» в ЦДХ болельщикам предлагают не только посмотреть футбол, но и поговорить о нем. «Это одна из наших главных фишек. В Москве есть десятки публичных мест, где можно смотреть матчи в компании. Но к нам люди будут приходить не только ради трансляций, а еще и затем, чтобы послушать и поговорить с известными спортсменами, журналистами, экспертами. К этому прилагаются мероприятия на стыке спорта и культуры: презентации книг, встречи с артистами и музыкантами. По замыслу наша аудитория — не обычные потребители телекартинки под пиво, а те, кому этого мало», — заявляет Александр Набоков.

В феврале в ЦДХ состоялось несколько пилотных встреч, в результате принято решение доработать идею и уже в марте устроить официальную презентацию. В предварительном календаре совместных просмотров значатся чемпионаты национальных турниров и чемпионат Европы по футболу, чемпионат мира по хоккею, гонки «Формула-1», турниры из серии «Большого шлема» по теннису, Олимпийские игры в Лондоне. В зале помещается около 250 человек, вход обещают сделать бесплатным, все остальное — как в обычных спортбарах.

Другим способом привлечь болельщиков в ЦДХ станет, как заявляют организаторы, самое со­временное звуковое, световое и мультимедийное оборудование. «Матчи будут транслироваться на девяти больших экранах или трех широкоформатных. С уверенностью могу сказать, что такой картинки пока нет ни в одном подобном заведении города. Думаю, что тот, кто придет к нам один раз, как раз по этой причине останется нашим клиентом надолго», — полагает Набоков. Впрочем, тут конкуренцию ЦДХ могут составить кинотеатры. Уже два года в «Октябре» на Новом Арбате периодически устраиваются 3D-трансляции матчей чемпионата мира и Лиги чемпионов по футболу. По словам генерального директора сети «Каро-фильм» Игоря Ильчука, сейчас идут переговоры о том, чтобы подобные показы проходили и в этом году.

Развитие технологий дает возможность болельщикам и самостоятельно осмыслять спортивную действительность — не прибегая к помощи традиционных посредников. С конца прошлого года в рунете появилось сразу несколько электронных тематических журналов. «Мне очень легко понять энтузиастов — в 18 лет я сам делал с другом такой самиздатовский журнал о баскетболе. Правда, на бумаге — интернет тогда был еще диковиной. Почему люди делают не блог или сайт, а журнал? Наверное, им кажется, что это какой-то следующий, более серьезный этап, ведь блоги все они уже попробовали», — поделился с «Пятницей» своим мнением Дмитрий Навоша, генеральный директор Sports.ru. Именно на этой площадке (в социальной сети «Трибуна») авторы в формате PDF и выкладывают свои издания.

За последние полгода свет увидели порядка десяти электронных спортивных журналов, сделанных болельщиками. Некоторые ограничились дебютными номерами, часть выходит до сих пор. В своих блогах авторы иногда приводят цифры скачиваний — самые читаемые достигают 10 тысяч раз. Оба проявившихся на «Трибуне» проекта, которые были изданы затем и в печатном формате — Vanity и FCDin Magazine, — печатали по тысяче экземпляров. Говорить определенно о том, имеет ли кто-то из этих журналов шансы на коммерческую успешность и долгую жизнь, сложно. «С одной стороны, есть много примеров, когда из совершенно любительских проектов (в основном блогов — techcrunch.com и т.д.) вырастали уважаемые медиа, особенно в США. С другой — в нынешних условиях я не уверен в востребованности именно журнального формата. Все-таки даже в электронном журнале нельзя или неудобно “расшаривать” статьи, комментировать их, что для многих важно», — говорит Дмитрий Навоша.

Еще дальше пошли поклонники одного из самых популярных футбольных клубов страны — московского «Спартака». В феврале на своем главном интернет-ресурсе «Гостевая ВВ» они объявили об учреждении своего видеоканала — «Общественного некоммерческого ВВ-ТВ». На данный момент силами исключительно посетителей гостевой планируются съемка сюжетов о жизни команды, интервью с игроками, запись встреч с ветеранами и известными в этой среде болельщиками. Ориентировочно первый выход в эфир может состояться уже этой весной.