«Времена не выбирают»: первая заявка на бродвейский театр в Филях

Театр мюзикла, впервые появившийся в Москве, стартовал премьерой. Спектакль «Времена не выбирают» попытался в очередной раз объединить американскую песенную классику с российской ностальгией
ИТАР-ТАСС

Для старта директор театра Михаил Швыдкой и соавтор либретто Алексей Кортнев придумали беспроигрышный сюжет – о любви великой американской певицы и русского пианиста на фоне исторических реалий ХХ века – советских репрессий, мировой войны и оттепели. Это позволило безболезненно синтезировать Гершвина и Кола Портера с Дунаевским и Хренниковым. Их шлягеры, дополненные музыкой Юрия Потеенко, призваны стать главной приманкой вечера.

Разбавляет концертные номера история маленькой нью-йоркской радиостанции, специализирующейся на музыке ретро. Ее владелец Мэтт Фрей не может противостоять натиску современного бизнеса и должен уступить историческую студию под китайский салон красоты. Но от ее железобетонной хозяйки он добивается разрешения на прощальный выпуск, который посвящает чтению дневника своей матери – великой американской певицы. В прямом эфире Мэтт узнает, что он сын русского музыканта, с которым познакомилась его мать во время гастролей в СССР. И еще не успев осмыслить эту новость, под бурную радость зрительного зала получает спасителя своей радиостанции в лице русского бизнесмена, который пытается пристроить к делу своего беспутного сына, за десять лет не преодолевшего университетский курс. Сюжетная куча-мала позволяет во всем великолепии продемонстрировать мастерство художника Семена Пастуха, наглядно и очень эффектно иллюстрирующего историю архитектуры: московские высотки эффектно вписываются в форму небоскребов, на них проецируются кадры исторической хроники. Художник по костюмам Мария Данилова позволяет актрисам насладиться умопомрачительными туалетами в стиле 1930-х.

Но испытать иллюзию, что мы не в Москве, а в Нью-Йорке, не удается ни на секунду.

Режиссеры Гарий Черняховский и Дмитрий Белов к минимуму сводят участие ансамбля – но вовсе избежать этого невозможно, а его культпросветучилищное происхождение скрыть невозможно тоже. Танцы Олега Глушкова и Жанны Шмаковой тоже рождались вдали от Бродвея. Да и музыкальная концепция Левона Оганезова опрощает знакомые с детства хиты. Странные нестыковки и искусственность некоторых сюжетных ходов напоминают о наивных оперных либретто. В опере исключительная виртуозность исполнителя позволяет смириться с любой нелепостью логики – в новом спектакле это удалось Ефиму Шифрину в роли Мэтта: он с одинаковой естественностью соединяет слово, пение и движение. Его мастерство убеждает, что мюзикл – вопреки пессимистическим прогнозам – российским реалиям вовсе не противопоказан. Но перед новым Театром мюзикла – непаханое поле деятельности.