Итоги «Оскара»: Молчал – за лучшего сошел

Считать сенсацией то, что американские киноакадемики назвали лучшим французский фильм «Артист», едва ли корректно: интриги на 84-й церемонии «Оскара» не было
Joel Ryan/ AP

Да, у «Артиста» французское происхождение и французский продюсер. Но, во-первых, в США продвижением фильма занимается Харви Вайнштейн, а его авторитет общеизвестен. Во-вторых, Мишель Хазанавичус снял лирическую комедию о классической эпохе Голливуда, академиков это должно было растрогать не меньше, чем умная собачка, лучший друг героя Жана Дюжардена. Да вот и Малкольм Макдауэлл согласился постоять в кадре несколько минут, это тоже всех радует – как и общее добродушное настроение пародии на немое черно-белое кино. Точнее, на наши о нем представления (Хазанавичус работает со штампами ловко и остроумно). А после того как «Артист» получил в США призы актерской, режиссерской и продюсерской гильдий, стало ясно, что у конкурентов шансов нет.

Итог – пять «Оскаров»: за лучший фильм, режиссуру (Хазанавичус), главную мужскую роль (Дюжарден), музыку и костюмы. Столько же – у Hugo (в нашем прокате «Хранитель времени») Мартина Скорсезе, но в более скромных номинациях: операторская работа (Роберт Ричардсон), работа художников, звук, звуковой монтаж и визуальные эффекты. Скорсезе в Hugo признался в любви к старинному французскому кино и сделал одним из главных героев Жоржа Мельеса. Если бы победители «Оскара» определялись не тайным голосованием членов академии, а решением жюри, у этого фильма наверняка был бы приз за режиссуру – хотя бы в качестве красивой рифмы к «Артисту».

В номинации «лучшая женская роль» большинство наблюдателей предсказывали победу Мерил Стрип, сыгравшей Маргарет Тэтчер в «Железной леди», – ей и досталась статуэтка (две предыдущие актриса получила в 1980 и 1983 гг.). «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана вручили чернокожей Октавии Спенсер из «Прислуги». В аналогичной мужской номинации победил Кристофер Пламмер, сыгравший пожилого гея в «Начинающих». И политкорректно, и деликатно: все-таки роли не главные. 82-летний Пламмер пошутил, что моложе «Оскара» всего на два года.

Остальные номинации широкую публику, как правило, интересуют меньше, но степень предсказуемости была высока почти везде. Лучший фильм на иностранном языке – иранский «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади (выбор безупречный и очевидный). Лучший анимационный фильм – «Ранго» Гора Вербински. Утешительными можно считать призы за сценарии – оригинальный («Полночь в Париже» Вуди Аллена) и адаптированный («Потомки» Александра Пэйна). У «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера – статуэтка за лучший монтаж.

У каннского победителя – «Древа жизни» Терренса Малика – ничего. Хотя нельзя сказать, что в этом году Америка и Европа не сошлись во вкусах: до «Оскара» «Артист» получил семь призов британской киноакадемии (BAFTA) и шесть французских «Сезаров».

А на красной дорожке отличился Саша Барон Коэн, явившийся на церемонию в костюме из своего нового фильма «Диктатор» и с погребальной урной с портретом Ким Чен Ира. Объяснив, что покойный лидер Северной Кореи мечтал побывать на «Оскаре», комик вывалил содержимое урны на смокинг телеведущего. Пользователи социальных сетей радостно делятся с друзьями именно этим фрагментом трансляции.