Фильм "Первая полоса: внутри The New York Times": Бумага стерпела

Устроенные фестивалем Beat Film московские показы документальной картины Эндрю Росси «Первая полоса: внутри The New York Times» собрали большую и неслучайную аудиторию
outnow.ch

Судя по возрасту, темпераменту и хорошему знанию английского, московская публика «Первой полосы» – как раз те люди, которые часто жмут на кнопки like и tweet и вот-вот отправят традиционные газеты на свалку истории.

Судя по их интересу к жизни The New York Times, со свалкой можно повременить. После каждого из трех показов на «Красном Октябре» проходили встречи с двумя героями фильма – медиаобозревателем NYT Дэвидом Карром и шефом багдадского бюро газеты Тимом Аранго. На них оставался практически полный зал. 20–30-летние зрители активно тянули руки, задавали неглупые вопросы и реагировали на шутки находчивого Карра, не дожидаясь перевода.

Это отчасти ответ на апокалиптические прогнозы о судьбе старых изданий в мире новых медиа. Ответ оптимистический: газеты нам по-прежнему нужны. Один из сюжетов «Первой полосы» – как NYT выживала в кризис – тоже вполне оптимистичен. Хотя и содержит полные символизма драматические эпизоды (увольнение ветеранов редакции, проработавших десятки лет, например, в отделе некрологов). Катастрофа отложена. Блогер не заменил профессионального репортера, а пришел к нему на подмогу, институт редактуры никуда не делся. После паники, охватившей медиамир в 2009–2010 гг., все немного успокоились, поняв, что миллион маленьких обезьянок не написали «Всю королевскую рать». Хорошие авторские материалы и экспертное мнение по-прежнему в цене. Большинству пользователей социальных сетей проще сделать перепост, чем создавать оригинальный текст или другой серьезный контент.

Как изменилась традиционная газета, читатели «Ведомостей» знают не хуже читателей NYT. Вы ведь, скорее всего, видите сейчас эту заметку не на бумаге, а на мониторе; привыкли, что часть материалов платная, а часть доступна только онлайн; следите за блогами и не ждете сегодняшней новости завтра.

Это не единственный сюжет «Первой полосы». Есть история про сотрудничество с Wikileaks. Есть про то, как не надо управлять медиахолдингом (на примере Tribune Company). Есть хороший эпизод, показывающий метапозицию NYT в отношении отдельных новостей. Уход последних американских солдат из Ирака редакция решает не комментировать, потому что вместо официального заявления видит фарс: от имени Пентагона выступает телевидение.

У фильма бойкий монтаж, но проблемы со структурой. На «Первой полосе» много информации, но что, говоря газетным языком, «шапка», а что «подвал» режиссер так и не решил. Зато удачно нашел героя.

Медиаобозреватель Дэвид Карр – не просто «говорящая голова», чаще всех комментирующая сюжеты фильма, а сам по себе персонаж и сюжет. Его сарказм, его мгновенные реакции, поразительная биография и даже согнутая шея любопытны не меньше, чем судьбы американской журналистики. Или просто Дэвид Карр и есть образ американской журналистики, предложенный режиссером Эндрю Росси. Прекрасный образ. С такими людьми профессией можно гордиться, как написали бы в традиционной газете до того, как традиционная газета, по неподтвержденным сведениям, умерла.