32-й Антикварный салон: Старая живопись облагораживает
Очередной весенний Антикварный салон в Центральном доме художника отличается от предыдущих большим количеством картин старых мастеров и исключительно удачным некоммерческим спецпроектомЧтобы 32-й Антикварный салон не показался скучным – из сезона в сезон одни и те же галереи на обжитых местах, – лучше начать его осмотр с некоммерческого спецпроекта. Выставка русских портретов из коллекции Валерия Набокова-Алексеева вдохновляет на собирательство лучше всех разговоров о рентабельности вложений в искусство и стимулирует внимательный осмотр коммерческой части – вдруг и там найдется что-то столь же дорогое сердцу.
Два десятка портретов, относящихся к лучшему периоду отечественной живописи, XVIII – первой половине XIX века, подобраны безупречно. Понятные лица русских людей, родных и знакомых, хотя жили они давным-давно. Каждый экспонат сам по себе хорош и с другими не спорит. Парадный портрет графа Кулешова виртуозной кисти Дмитрия Левицкого уживается с двумя портретами мальчиков, написанными робко, но с большим чувством старательным Стефаном Щеколдиным, работы неизвестных художников не пасуют перед классиками, изображения персонажей исторических не отвлекают внимания от лиц людей не опознаваемых. Полное национальное единение в искусстве, коллекция собрана и представлена со вкусом и нежным чувством.
Умиление настигает и в главном зале салона, но не сразу. Первыми по традиции бросаются в глаза массивные рамы и картины интригующих сюжетов, среди которых полную победу у остолбеневшего зрителя одерживают пухлые задницы, изображенные незнаменитым художником Виталием Тихим на полотне «Купальщицы».
Напротив этого деревенского импрессионизма висит – чего не бывает – забавная, выдерживающая долгое рассматривание жанровая сценка Питера Брейгеля Младшего, которую галерея «Академия художеств», правда, не продает, но на ее стенде в достатке прекрасных натюрмортов старых голландских мастеров в широком ценовом диапазоне – есть за 80 000, есть и за 700 000 евро.
На нынешнем салоне картин старых европейских мастеров больше, чем обычно. Возможно, потому, что они на мировом рынке растут в цене, хотя импрессионистов, модернистов и американцев ХХ века никогда уже не догонят. Европейские вещи почтенного возраста и хорошего уровня очень красят антикварное мероприятие, и обнаружить, например, портрет на дереве Маргариты Французской XVI века из мастерской Франсуа Клуэ (200 000 евро) чрезвычайно приятно.
Но, конечно, главенствует на наших антикварных салонах русская живопись, и на этот раз все популярные имена – от Ивана Айвазовского до Александра Герасимова имеются.
Но для многих привлекательнее дорогущих картин графика. Выставленные на первый план на стенде «Элизиума» очень тщательные эскизы театральных костюмов Александра Бенуа (5000–8000 евро) заставляют рассмотреть всю экспозицию галереи, посвященную театру. И там в полной гармонии соседствуют работы художников разных судеб и поколений, потому что и тут вещи собраны со вкусом и любовью к искусству.