Фильм "Джон Картер": Как выпрыгну!

Масштабное голливудское фэнтези «Джон Картер» кажется похожим разом на все знаменитые сюжеты про межпланетную любовь – от «Аэлиты» до «Аватара». Отчасти потому, что сами эти сюжеты повторяют первоисточник нового фильма – столетней давности роман Эдгара Райса Берроуза «Принцесса Марса»
outnow.ch

Лучшие персонажи 250-миллионного фильма нарисованы на компьютере. Бывшему аниматору Эндрю Стэнтону и его команде особенно удался верный марсианский друг главного героя, собачка, ленивая с виду, на деле необычайно проворная. Несмотря на фантастический облик, ее дружелюбная морда и повадки показались мне знакомыми, и я обратился за консультацией к знатоку: что за порода? Английский бульдог, моментально ответил специалист. И, подумав, добавил: плюс мопс, кошка и жаба. А поразмыслив еще чуть-чуть, уточнил: и немного мастиф.

Этот рецепт изготовления симпатичного инопланетного животного вполне подходит и к «Джону Картеру» в целом. Он тоже мопс (увеличенный до размеров крупнобюджетного бегемота), в какой-то степени котик и жаба плюс всякая всячина в диапазоне от индийской мелодрамы до «Конана-варвара» и «Ковбоев против пришельцев», а с оглядкой на отечественный опыт даже, пожалуй, немного «Обитаемый остров»: у Эдгара Райса Берроуза списывал, очевидно, не только А. Н. Толстой; значительно более творчески его идеи переработали позднее А. и Б. Стругацкие, а на экране воплотил Ф. Бондарчук. Все эти смутно или явно знакомые, но несомненно милые черты ничуть не вредят «Джону Картеру». Его старомодная наивность выглядит не столько нелепой, сколько обаятельной. Он приветливо виляет нам хвостом. С ним хочется подружиться.

Сюжет увлекательный: герой Гражданской войны, кавалерист и золотоискатель Джон Картер (Тейлор Китч), спасаясь от индейцев, случайно попадает на Марс, где встречает таких же индейцев, только зеленых, трехметрового роста и с четырьмя руками. Но есть на Красной планете и обычные красные люди. У них тоже вот-вот начнется гражданская война, а под предлогом ее предотвращения правитель плохих (Доминик Уэст) пытается коварно жениться на принцессе хороших (Линн Коллинз), которая, как толстовская Аэлита, влюбляется в белого мускулистого пришельца. А Картер, как толстовский же товарищ Лось, устраивает на Марсе не то чтоб революцию, но тоже справедливость, пользуясь тем, что благодаря слабой марсианской гравитации приобрел чрезвычайную прыгучесть.

Прогрессивный культуролог нашел бы, что современная политкорректность не до конца избавила сюжет столетней давности от скрытого расизма (зеленые аборигены благородны, но глуповаты). Специалист по анимации нашел бы в «Джоне Картере» общий интерес с антропологом: только совместным усилием мысли они смогли бы разрешить вопрос, почему самки туземцев откладывают яйца, а из них выплупляются маленькие Шреки. Наконец, я рекомендовал бы «Джона Картера» поклонникам Виктора Пелевина, которым должен приглянуться таинственный жрец в исполнении Марка Стронга, произносящий вполне пелевинскую фразу: «Меня, в сущности, нет. То есть я неустанно над этим работаю».