Балетные новинки театров Санкт-Петербурга на «Золотой маске»

В Москву привозят спектакли знаменитых хореографов Марты Грэм, Начо Дуато и Анжелена Прельжокажа
балет «Дуэнде» Начо Дуато, Михайловский театр
С.Левшин

Спектакли знаменитых хореографов Марты Грэм, Начо Дуато, Анжелена Прельжокажа приезжают в Москву

В первые дни апреля «Золотая маска» не оставляет балетоману ни одного свободного вечера: в спецпрограммах национальной театральной премии — новинки двух главных музыкальных театров Петербурга.

Фея Карабос, лесные травы и колокольный звон

Михайловский театр привезет прежде всего балеты Начо Дуато — то, что испанскому хореографу удалось сделать за первый сезон на посту худрука. Это «Спящая красавица» и программа из трех одноактных балетов «Прелюдия», «Дуэнде» и Nunc Dimittis, два из которых были созданы специально для танцовщиков питерской труппы, а третий перенесен автором на российскую сцену.

«Спящая красавица» — редкий для Дуато полнометражный балет, да к тому же классический, многоактный, в пышных сказочных декорациях. Намереваясь поначалу только освежить классическую редакцию Петипа, Начо Дуато в итоге решился переписать хрестоматийный хорео­графический текст, лежащий в основе всей русской танцевальной культуры. Особенно интригует партия феи Карабос (Ришат Юлбарисов) — у нее появилась свита из шести тараканов в костюмах из черной кожи и таких же масках, и именно в этой роли должен проявиться присущий хореографу юмор.

Вечер одноактных балетов откроет «Прелюдия» — сюжетом 40-минутного произведения стала встреча классического и современного танца. Гендель здесь соседствует с Бриттеном, балерины в юбках-«шопенках» — с юношами в трико, а пуантный танец взаимодействует с фирменной «текучей» пластикой хореографа. Вместе с «Прелюдией» в конкурсе фестиваля оказался восстановленный шедевр «Дуэнде» 1991 г., который в прошлом году уже привозили в Москву. «Дуэнде» в переводе с испанского — «эльф», «дух леса». В музыке Дебюсси Начо Дуато угадывает звуки природы: движения танцовщиков повторяют колыхание лесных трав или линии переплетающихся стеблей.

Третий одноактный балет был придуман для балерины Екатерины Борченко. Вслед за духовным сочинением Арво Пярта он озаглавлен Nunc Dimittis — с этих латинских слов начинается Песнь Симеона Богоприимца, благодарного Господу за то, что тот дал ему перед смертью увидеть Спасителя. Хореография Начо скульптурна и патетична (поза распятия, руки, воздетые к небу), а кроме музыки Пярта здесь звучит колокольный звон, написанный испанским композитором Давидом Азагра. Во втором оригинальном балете на сцене Михайловского хореограф задействовал куда больше оказавшихся в его распоряжении возможностей — в Nunc Dimittis принимает участие хор.

Жанна Д'Арк на фоне лилий и нить Ариадны

В программе «Премьеры Мариин­ского театра в Москве» тоже один длинный и три коротких балета. Классика ХХ века здесь представлена «Парком» Анжелена Прельжокажа. Навеянные духом Мадам де Лафайет и Шодерло де Лакло кавалеры и дамы времен Людовика XIV шуршат платьями и плетут любовные сети. Архитектура регулярного парка передана абстрактными формами. Самый прекрасный в истории балета поцелуй в бесконечно долгой круговой поддержке происходит под чувственное адажио Моцарта. Исполняют опасный номер Константин Зверев и номинированная за эту роль на национальную театральную премию Диана Вишнева.

В следующий вечер будут показаны три одноактных балета: Simple Things, Without и «Лабиринт». Первый поставил ученик Джона Ноймайера и выпускник Вагановского училища Эмиль Фаски на музыку Арво Пярта. Последовательного повествования тут нет, однако по светящимся на небесно-голубом заднике королевским лилиям и отсветам пламени, а также по небольшой свите в костюмах, напоминающих доспехи, можно понять, что героиня Екатерины Кондауровой на самом деле — Жанна Д'Арк. Во втором балете, Without, французский танцовщик и хореограф Бенжамен Мильпье (получивший широкую известность после работы над фильмом «Черный лебедь») сплел цепочку лирических дуэтов на фортепианную музыку Шопена. Последний спектакль в этой программе — «Лабиринт» создательницы американского танца-модерн Марты Грэм. Соло на музыку Джанкарло Менотти трактует миф об Ариадне через психоанализ и феминизм — героиня Дианы Вишневой совершает путешествие в лабиринт своих страстей и страхов.

2-4 апреля, «Михайловский театр в Москве», 4-6 апреля, «Премьеры Мариинского театра в Москве», www.goldenmask.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать