В «Гридчинхолле» открывается выставка The carpet is the message

Что можно увидеть на коврах помимо традиционных орнаментов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
AES group. Courtesy of Triumph Gallery

Ковер не просто предмет быта, а произведение искусства и художественный манифест. Так считают авторы выставки The carpet is the message, которая откроется 1 апреля в выставочном центре «Гридчинхолл». Организаторы выставки — основатель «Гридчинхолла» Сергей Гридчин и владелец декораторского ателье Марк Патлис — многие годы занимаются текстилем, у обоих есть большие коллекции ковров.

Экспозиция в «Гридчинхолле» состоит из произведений современных художников, а также старинных гобеленов и антикварных изделий ручной работы с Кавказа, из Европы и Ближнего Востока. Некоторые экспонаты были предоставлены ателье Патлиса, в котором можно купить самые разные ковры: восточные, племенные, колониальные, в любом стиле, от рококо до ар-деко. Одна из самых интересных частей выставки — редкие кавказские ковры из Гянджи, Талыша, Акстафы из коллекции самого Марка. «В основном это ковры конца XIX века, и все — в идеальном состоянии», — говорит он, отмечая, что по качеству исполнения они не уступают иранским.

Патлис и сам делает ковры. Так, на выставке будет ковер «Икат», сотканный по эскизам Патлиса в Индии. Толчком к его созданию послужили старинные и современные узбекские халаты, которые называются икатами. «Мне было интересно понять, как формировалось их цветовое решение на протяжении веков, а также как та или иная гамма влияла на человека», — рассказывает Патлис. В конце концов он придумал яркий ковер, построенный на сочетании бирюзового, красного и желтого. Несмотря на то что в орнаменте много традиционных мотивов, ковер выглядит современно.

Политик тканый

В руках современных художников ковры превращаются в арт-объекты. Иван Бражкин и Анастасия Потемкина рвут и режут ковры на части. Таким вандалистским образом они борются с мещанством, символом которого для них является ковер. Для Аладдина Гарунова ковер — признак национальной идентичности. Он исследует традиции ислама и создает ассамбляжи из кусочков старых ковров. Получившаяся серия изделий называется «Зикр» и посвящена исламской духовной практике. Группа «АЕС+Ф» сделала ковер пространством для политического высказывания и также обратилась к теме ислама. В рамках нашумевшего «Исламского проекта», реализованного в конце 1990-х, художники представили свой прогноз будущего. Они изобразили «второе переселение народов», следствием которого стала исламизация Европы: к самым известным архитектурным достопримечательностям Запада, вроде берлинского Рейхстага или нью-йоркского Музея Гуггенхайма, художники «пристроили» минареты и купола мечетей. Получившиеся коллажи были воспроизведены на нескольких коврах.

«Мы хотели наглядно показать то, чем ковер был раньше, и то, чем он стал сегодня», — говорит куратор выставки искусствовед Мария Кравцова. По ее словам, экспозиции, в которых старинные техники переосмысляются в современном контексте, не редкость на Западе. Из наиболее значимых проектов такого рода — выставка Magiciens de la terre, состоявшаяся в парижском Центре Жоржа Помпиду еще в 1989 году. Тогда в экспозицию включили работы современных мастеров, вдохновленных традиционным ремеслом, в том числе и текстильным.

1 апреля — 3 июня, www.gridchinhall.ru

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more
302 Found

302 Found


nginx