В «Гридчинхолле» открывается выставка The carpet is the message

Что можно увидеть на коврах помимо традиционных орнаментов
AES group. Courtesy of Triumph Gallery

Ковер не просто предмет быта, а произведение искусства и художественный манифест. Так считают авторы выставки The carpet is the message, которая откроется 1 апреля в выставочном центре «Гридчинхолл». Организаторы выставки — основатель «Гридчинхолла» Сергей Гридчин и владелец декораторского ателье Марк Патлис — многие годы занимаются текстилем, у обоих есть большие коллекции ковров.

Экспозиция в «Гридчинхолле» состоит из произведений современных художников, а также старинных гобеленов и антикварных изделий ручной работы с Кавказа, из Европы и Ближнего Востока. Некоторые экспонаты были предоставлены ателье Патлиса, в котором можно купить самые разные ковры: восточные, племенные, колониальные, в любом стиле, от рококо до ар-деко. Одна из самых интересных частей выставки — редкие кавказские ковры из Гянджи, Талыша, Акстафы из коллекции самого Марка. «В основном это ковры конца XIX века, и все — в идеальном состоянии», — говорит он, отмечая, что по качеству исполнения они не уступают иранским.

Патлис и сам делает ковры. Так, на выставке будет ковер «Икат», сотканный по эскизам Патлиса в Индии. Толчком к его созданию послужили старинные и современные узбекские халаты, которые называются икатами. «Мне было интересно понять, как формировалось их цветовое решение на протяжении веков, а также как та или иная гамма влияла на человека», — рассказывает Патлис. В конце концов он придумал яркий ковер, построенный на сочетании бирюзового, красного и желтого. Несмотря на то что в орнаменте много традиционных мотивов, ковер выглядит современно.

Политик тканый

В руках современных художников ковры превращаются в арт-объекты. Иван Бражкин и Анастасия Потемкина рвут и режут ковры на части. Таким вандалистским образом они борются с мещанством, символом которого для них является ковер. Для Аладдина Гарунова ковер — признак национальной идентичности. Он исследует традиции ислама и создает ассамбляжи из кусочков старых ковров. Получившаяся серия изделий называется «Зикр» и посвящена исламской духовной практике. Группа «АЕС+Ф» сделала ковер пространством для политического высказывания и также обратилась к теме ислама. В рамках нашумевшего «Исламского проекта», реализованного в конце 1990-х, художники представили свой прогноз будущего. Они изобразили «второе переселение народов», следствием которого стала исламизация Европы: к самым известным архитектурным достопримечательностям Запада, вроде берлинского Рейхстага или нью-йоркского Музея Гуггенхайма, художники «пристроили» минареты и купола мечетей. Получившиеся коллажи были воспроизведены на нескольких коврах.

«Мы хотели наглядно показать то, чем ковер был раньше, и то, чем он стал сегодня», — говорит куратор выставки искусствовед Мария Кравцова. По ее словам, экспозиции, в которых старинные техники переосмысляются в современном контексте, не редкость на Западе. Из наиболее значимых проектов такого рода — выставка Magiciens de la terre, состоявшаяся в парижском Центре Жоржа Помпиду еще в 1989 году. Тогда в экспозицию включили работы современных мастеров, вдохновленных традиционным ремеслом, в том числе и текстильным.

1 апреля — 3 июня, www.gridchinhall.ru