В репертуар Большого театра включена самая гармоничная опера XX века

«Кавалер розы» Рихарда Штрауса: вместо жестоких мифов и экспрессионистских истерик – атмосфера будуаров, парков, вальсов и интриг
Д.Юсупов Большой театр

В прошлом году исполнилось сто лет со дня премьеры «Кавалера розы» Рихарда Штрауса. Ее ставили в 1928 году в Ленинграде, в Москве слушали на гастролях Венской оперы в 1971-м. И теперь, наконец, премьера в Большом театре. Нас ждет встреча с одним из лучших произведений композитора. Штраус создал свой шедевр, уже будучи знаменитостью, автором «Саломеи» и «Электры». «Кавалер розы» на них решительно не похож. Вместо жестоких мифов, вместо экспрессионистских истерик игривая атмосфера венских будуаров, кондитерских, парков, вальсов, сплетен и интриг.

Композитор и его либреттист Гуго фон Гофмансталь ориентировались на «Свадьбу Фигаро» Моцарта — и вывели столь же живые типы разных сословий. Юный аристократ Октавиан — брючная роль в духе моцартовского Керубино: ему-то и поручено стать «кавалером розы» — передать серебряный цветок юной девушке в знак сватовства. Конечно же, он сам в нее и влюбляется. Софи — простушка, само естество. Ее папаша Фаниналь — нувориш, заискивающий перед аристократами. Барон Окс, который сватается к Софи, — шумный дворянин-провинциал, которого все с удовольствием оставляют в дураках. Маршальша — аристократка настоящая. Эта роль — нечто уникальное в оперной литературе: она не вписывается в какое-либо амплуа и из второстепенного характерного персонажа, призванного оттенять пару влюбленных, становится главным. Эта-то стареющая (ей чуть за тридцать) красавица, мудрая и жизнелюбивая, и воплощает философию оперы — жизнь забавна, любовь восхитительна, но все имеет конец и горевать не стоит. Маршальша понимает, что юный любовник Октавиан покинет ее ради Софи, и советует ему слушаться сердца. В финале они поют терцет — по красоте, гармонии и скрытой печали нечто непревзойденное в оперной музыке.

«Кавалер розы» — еще и утонченная литература. Гофмансталь использовал в либретто разные оттенки и диалекты немецкого языка. Однако оперу прекрасно принимают во всем мире. Примут и в Большом: опера Штрауса пойдет на исторической сцене, где ее ставит британский режиссер Стивен Лоулесс. Когда-то он был ассистентом Андрея Тарковского на лондонской постановке «Бориса Годунова», а в собственном творчестве слывет уважительным толкователем всех классических опер. Он понимает, что русской публике «Кавалер розы» малоизвестен, и действовать собирается осторожно: первый акт развернется в XVIII веке (как в оригинале), второй перенесут в XIX век, а третий — в XX, соответственно изменится и взаимодействие социальных типов.

Дирижирует премьерными спектаклями музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. В первом составе много приглашенных солистов, партию Маршальши исполняет немецкая певица Мелани Динер. На сцене Большого она уже выступала, как и Анна Стефани (Октавиан). Барона Окса споет Стивен Ричардсон — нам он известен по партии Фауста в кантате Альфреда Шнитке, которую исполнил в Москве три года назад. Софи — Любовь Петрова, поющая на сцене Метрополитен-опера. А в роли папы Фаниналя выйдет мировая звезда Томас Аллен, эталонный Дон Жуан из постановки Джорджо Стрелера.

3, 4, 6, 7, 8, 10 апреля, Большой театр, Театральная пл., 1, тел.

Обошли Мариинку

«Кавалер розы» — первая опера Рихарда Штрауса в репертуаре Большого театра. В репертуаре Мариинки — четыре оперы Штрауса, но как раз «Кавалера розы» среди них нет. Редкий за последние десятилетия случай — Большой опережает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать