Выставка "Инновация 2011": Ничего скандального, поэтому интересно

На выставке номинантов «Инновации» нет ничего скандального, только чистое современное искусство – нежное, умное, образное, страстное и социально озабоченное
ГЦСИ

Любящие скандалы больше искусства поспешили назвать нынешний расклад «Инновации» скучным. Действительно, ажиотажа вокруг премии в области современного визуального искусства на этот раз быть не может – масштабный член группы «Война» был выбран лучшим произведением позапрошлого года, протестно-кощунственная акция в храме Христа Спасителя свершилась этой зимой и, очевидно, будет награждена на будущем конкурсе. Так что «Инновация-2011» представляет работы художников, а не невинно засуженных, и это становится не таким уж обычным делом.

Считающие современное искусство серьезным и интересным, а скандалы – скукотой и пустотой заметят, что в этом году интрига как раз есть. Какую работу жюри назовет лучшей, не угадаешь, в каждой номинации все пять допущенных до финала претендентов имеют очевидные и разные достоинства.

«Цистерна» Александра Бродского демонстрирует волшебное одухотворение запущенной промзоны, ее призрачную жизнь после жизни.

Решительный перформанс «Все впереди» Андрея Кузькина, замуровавшего на 29 лет все свои вещи, чтобы начать жить с нуля, – жест неожиданный, искренний и сильный.

Умна по замыслу и чиста в исполнении работа группы «МишМаш», создавшей на основе фотографий панельной реальности города Екатеринбурга «визуальные идиомы» в духе абстрактной геометрии.

Остроумен перформанс объединения «Куда бегут собаки», его содержание описано в названии: «Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта» – дама на глазах у публики вывязывает фрактал.

Старомодно сентиментальна инсталляция Витаса Стасюнаса «Ордер», имитирующая брошенную квартиру со следами от мебели, вешалки, телефона и цифрами с именами, записанными рядом с ним.

И так в каждой номинации – все по-разному интересны. А выставка «Инновация-2011» в Государственном центре современного искусства сделана так сдержанно-элегантно и с уважением к произведениям (все можно внимательно изучить если не вживую, то по документации), что наше современное искусство видится на ней не блажью группы людей, готовых настаивать на инновационности схематического изображения фаллоса на мосту, а сообществом талантливых, хорошо думающих и понятно чувствующих.

Единственное смущающее решение этого года – награждение Зураба Церетели в номинации «за поддержку современного искусства России». Но, в конце концов, не за преображение же Москвы его чествуют.