Выставки Фотобиеннале в Манеже: Бесконечное подглядывание

В Манеже в рамках Фотобиеннале показывают 12 выставок – небезынтересных, но от избытка просмотренных снимков задаешься вопросом, так ли хорошо много видеть и надо ли все увиденное снимать
Alec Soth

Манеж перестал быть главной площадкой Фотобиеннале, кажется, выставки туда ссылают – до кучи, хотя среди авторов нынешнего показа есть именитые. При посещении Московского дома фотографии, где сейчас, да и всегда, выставок и фотографий больше, чем хочется посмотреть за один раз, о проблеме перепроизводства изображений не задумываешься. А в Манеже очень хочется призвать людей всего мира к воздержанию от фотографирования: остановись, подумай, не жми на кнопку. Но все жмут, мозоля чужие глаза мусорными картинками, а то и напрямую попирая человеческое достоинство врасплох заснятых обывателей.

«Векторные портреты» маститого американского фотографа Эндрю Буша – бесконечная серия куцо кадрированных снимков, сделанных камерой, прикрепленной к дверце машины, на которой автор 20 лет назад разъезжал по Лос-Анджелесу. В ангелическом городе много перекисных блондинок, не по уму амбициозных господ, затюканных женами семьянинов и до одурения утомленных детьми молодых женщин. Несчетное количество фоторазоблачений американских граждан Буш дополнил серией, снятой – от ручки (дверцы машины).

Хитроумный мексиканец Гонсало Лебриха фотографировал не окружающий его в путешествии калифорнийский пейзаж, а отражения в топливном баке своего мотоцикла. Длинную серию мутных снимков смотреть скучно, а от воспроизведения в каждом еще и самого железного коня известной марки кажется бредом – или рекламой.

Множит до бесконечности один прием и мексиканка Алинка Эчеверрия. На каждом снимке ее выставки «Путь на Тепеяк» паломник, идущий к храму Богоматери Гваделупской, снят со спины, закрытой большими иконами или фигурами святых. Не имеющие никакой художественной ценности изображения несут для освящения в храме, куда в престольный праздник приходят шесть миллионов католиков. На снимках видны только ноги богомольцев и их ритуальная ноша. Лица фотографу были неинтересны.

Главной выставкой – не по художественным достоинствам, а по злободневности – манежного показа, наверное, надо считать сборник фотографий «Бесстрашный гений: цифровая революция в Силиконовой долине 1985–2000». Американский фотограф Даг Меньюз был близок Стиву Джобсу и снимал его самого, внутреннюю жизнь и людей его компании, а также других фирм, совершивших компьютерную революцию. Снимки делались для журнальных репортажей, поэтому каждый подробно подписан, и фотолетопись драматичной жизни Силиконовой долины в ее самый славный революционно-созидательный период поддержана словесными объяснениями, в каких муках и интригах рождался, например, фотошоп или другая привычная нам программа. Единственный недостаток этого познавательного проекта, как и большинства выставок в Манеже, – он не художественный.

Художник среди авторов Манежа только американец Алек Сот, но его претендующих на инфернальность и эстетство фотографий серии «Безжалостная красавица» недостаточно, чтобы остановить печальные размышления о глобальном перепроизводстве фотоизображений.