«Дары султанов»: кинжалы, манускрипты и другие подношения в Музее исламского искусства в Дохе

Подарки, курсировавшие между Востоком и Западом, были важнейшей частью всей дипломатической системы
Museum of Islamic Art, Doha

В 2009 году Барак Обама обменялся скромными подарками с английской королевой: Елизавета II получила в дар iPod с загруженными туда песнями и фотографиями, президент США — небольшой портрет царствующей четы Британии в серебряной рамке. В Средние века этот символический обмен безделушками интерпретировали бы не иначе как оскорбление на государственном уровне, последствия которого было бы трудно предсказать. Ведь подарки, курсировавшие между Востоком и Западом, были важнейшей частью всей дипломатической системы.

Осознать масштаб и глубину средневековой дипломатии можно на выставке «Дары Султана», которая открылась в Музее исламского искусства в Дохе. Там собраны подарки от иранских шахов и турецких султанов правителям Китая, Индии, России и Европы: вещи из более чем 30 частных и музейных коллекций со всего мира. По словам куратора выставки Линды Комарофф, 75 процентов экспонатов имеют письменное свидетельство, что они были подарены.

Дары разделены на несколько типов. Дипломатическим подаркам посвящена наиболее обширная часть экспозиции. Все они сопровождаются подробными пояснениями. Индийский посол подарил иранскому шаху деревянную шахматную доску с инкрустацией из слоновой кости, но сопроводил дар условием: если шах не сможет разгадать суть игры, Индия прекращает платить дань. По легенде, шах догадался, что речь идет об имитации военных действий, и в ответ отправил в Индию шашечный набор. Персидский принц Хозрев-Мирза привез Николаю I многочисленные подарки, в том числе ценные персидские манускрипты — в качестве извинения за резню в Тегеране, когда были убиты Александр Грибоедов и члены русской дипломатической миссии. На выставке есть и портрет Мирзы, а также литографии, рассказывающие о его поездке в Петербург.

Частные подарки — кольца, браслеты, вазы из драгоценных металлов, картины, манускрипты — преподносили в знак дружбы или почтения. Мужчины нередко дарили друг другу пояса — они были неотъемлемым элементом костюма представителей правящей элиты. На одном из поясов (рубеж XIII-XIV веков) выгравировано имя правителя сирийского эмирата Хама — Абу-ль-Фида Исмаила. Он получил этот подарок от мамлюкского султана после своей инаугурации. Позолоченная фляжка для розовой воды, богато украшенная бриллиантами, изумрудами и рубинами, попала из Индии в Петербург после того, как иранский шах Надир разграбил Дели. Чтобы его военным успехам могли порадоваться и в России, а также понять степень его могущества и силы, шах отправил туда посылку из 37 драгоценных предметов.

Религиозные дары были крайне важны в исламском мире, в особенности предметы, связанные с Каабой — мусульманской святыней в Мекке. Чаще всего подарками становились расшитые шелковыми и серебряными нитями традиционные покрывала, закрывающие Каабу. На выставке можно видеть и тканые пояса, также предназначенные для Каабы. Впрочем, религиозные дары нечасто покидали пределы исламского мира и редко оказывались в Европе.

Здесь много экспонатов, связанных с Россией. «В основном это посольские дары, которые сразу же попадали в царские сокровищницы», — говорит заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова. Среди них предметы обихода, ткани, оружие, которое ценилось особенно высоко. Российские цари всегда были внимательны к классификации полученных подарков. При Николае I и вовсе был составлен шеститомный альбом даров. В нем собрали литографии с изображениями предметов и подробные описания: от кого и при каких обстоятельствах они были получены.

До 2 июня, www.qma.com.qa