Стиль жизни
Бесплатный
Анна Галайда| Петр Поспелов|Ольга Фукс
Статья опубликована в № 3084 от 18.04.2012 под заголовком: Расти большой

"Золотой маске" – золотое равновесие

Решения жюри «Золотой маски» не выявили общей тенденции в музыкальном и драматическом театрах. Музыкальная половина жюри скорее высказалась за проверенное качество, драматическая – наконец-то отчасти поддержала поиски и молодежь
А.Филиппов / ИТАР-ТАСС

Сезон для балетных театров был на редкость урожайным – при этом жюри «Маски» удалось почти никого не обидеть. Лучшим спектаклем назвали Por Vos Muero – проверенный шедевр Начо Дуато, перенесенный в театр Станиславского и Немировича-Данченко, – испанский средневековый бал, запущенный в современных темпах под барочную музыку. Но жюри поощрило «за поиск» и вечер Пермского театра «Видеть музыку», составленный из одноактовок западных хореографов, половина из которых поставлены для этой труппы.

Среди балерин звания лучшей заслуживали почти все, но жюри оценило подвиг Анны Хамзиной (театр Станиславского и Немировича-Данченко), ради своей Русалочки в балете Ноймайера научившейся танцевать в костюме со спеленутыми ногами и передавать драму без помощи мимики: грим превратил лицо артистки в японскую маску. Приз за партию в авангардном Herman Schmerman Форсайта получил Денис Савин (Большой театр), почти ежегодно числящийся в претендентах на награду. «Утраченным иллюзиям», мировой премьере Большого театра, вокруг которой за год было сломано много копий, достались награды за лучшую работу композитора (Леонид Десятников) и художника по костюмам (Жером Каплан). Программа умеренности и аккуратности возобладала в жюри настолько, что представленная Большим театром Chroma осталась бы без наград, если бы не сенсационное голосование критиков. Приз прессы обычно доставался драматическим спектаклям, но новаторство хореографа Уэйна Макгрегора преодолело цеховую специализацию.

В опере сезон, напротив, выдался слабее предыдущих. В отсутствие сильных конкурентов лучшим спектаклем были признаны красивые и старомодные «Сказки Гофмана» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, значение награды усилила персональная «Маска» дирижеру Евгению Бражнику. И все же в сезоне сказал веское слово детский театр имени Сац: нового руководителя театра Георгия Исаакяна наградили как лучшего режиссера за «Любовь к трем апельсинам». А певица с мировым именем Альбина Шагимуратова принесла «Маску» за исполнение партии Лючии ди Ламмермур Татарскому театру оперы и балета, где она числится солисткой. «Маска» за лучшую мужскую роль отошла звезде старшего поколения – Уилларду Уайту, которого Мариинский театр пригласил спеть в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь», однако за наградой на сцену никто не вышел (Мариинский театр давно славится неуважением к национальной театральной премии). «Золотой петушок» Большого театра был награжден за свет (Дамир Исмагилов), а «Мертвые души» Мариинского театра – за работу художника (Зиновий Марголин).

Номинацию «Оперетта / мюзикл» постигло полное фиаско – не было вручено ни одной награды.

В разделе драмы бесспорным выглядит решение отметить фантазию художника Александра Шишкина («Счастье»). Лучшим режиссером стал Юрий Бутусов, рискнувший превратить хрестоматийную «Чайку» в личностное высказывание. Но актерские решения выглядят компромиссом. Лучшим актером признан Евгений Миронов – Калигула, лучшей актрисой – Светлана Замараева – Кручинина (Екатеринбургский ТЮЗ).

В основных номинациях победили студенческие «Отморозки» Кирилла Серебренникова (малая форма) и «Счастье» Андрея Могучего (большая форма). Эти награды еще и знак того, что работы обоих режиссеров наконец-то признали мейнстримом. Прежде Серебренников был для «Маски» слишком модным, а спектакли Могучего до прошлого года попадали в номинацию «Эксперимент», что, конечно, выдавало страшный консерватизм мышления российского театрального сообщества.

На этот раз за «экспериментальной» наградой на сцену вышли авторы и участники спектакля Театра.doc «Зажги мой огонь». Все логично: в номинации, где из года в год соревнуются Derevo, АХЕ и Дмитрий Крымов, спектакль Саши Денисовой выглядит самым свежим, а для Театра.doc это эффектный выход за пределы сложившегося формата.

Кукольные премии уехали в Челябинск и Санкт-Петербург.

Чопорная и быстрая церемония вручения наград, поставленная Ниной Чусовой, прошла в Большом театре и завершилась исполнением фрагмента из увертюры Чайковского «1812 год», включающего хоровую тему гимна «Боже, царя храни». Героям фестиваля осталось гадать, что бы это значило.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать