«Антишкола» в Петербурге

Здесь ребенок может получить представление о 50 профессиях – от пекаря до кассира, пройти инструктаж и поработать по специальности

«Сегодня в городской больнице родилось пятеро детей, и что интересно — все одновременно». Я сижу на скамейке и смотрю на телеэкран, где ведущие — два мальчика и две девочки — читают новости «Кидбурга». Вокруг расположены домики-павильоны с надписями «Университет», «Биржа труда», «Больница», «Банк». Площадь нового детского центра, работающего в петербургском ТРК «Гранд Каньон» с декабря прошлого года, немаленькая — 2800 кв. метров. Прямо передо мной — искусственный газон с деревьями, на котором галдят трехлетки, пытаясь свалить в кучу большие мягкие кубики. Здесь вообще шумно: дети снуют туда-сюда, с воем проезжает красная машина «Службы спасения» с пожарными в касках и жилетах — это снова горит дом рядом с экостанцией. Заметив, что я что-то строчу в блокноте, дворник начинает зычным актерским голосом подгонять девочек-подростков со щетками в руках: «Как ты метешь? Где совок? Без зарплаты останешься!»

В «Кидбурге» можно получить представление о пятидесяти профессиях — от пекаря до кассира. При входе в город ребенку выдают паспорт гражданина, где указаны его имя и фамилия и телефон родителей. Первичное тестирование на бирже труда помогает сориентироваться в специальностях, а стартовый капитал в 60 «профи» (местная денежная единица) — пройти экспресс-обучение. Оно длится минут десять, некоторые профессии, например пилота или водителя, требуют специальной лицензии. В паспорт ставится отметка о пройденном инструктаже, что позволяет следить за карьерным ростом. Теперь ребенок может не только «работать» по выбранной специальности, но и зарабатывать — например, обучать новичков. Часть денег дети вкладывают в развлечения (автотрек, спортплощадку, зону подвижных игр xbox kinetic, магазин, где продают игрушки с городской символикой). Если все потратить за один визит не удается, оставшиеся «профи» можно положить в банк: к следующему визиту набегут проценты.

Одна из учредителей «Кидбурга», Оксана Орлова, называет этот проект «антишколой». «Не потому, что мы противопоставляем себя традиционной системе образования, — пояснила она “Пятнице”. — А потому, что наша среда позволяет использовать все каналы получения информации, обучать посредством игры. Что обычной школе, к сожалению, не всегда доступно. В первую очередь это множество экспериментов и опытов, которые дети проводят самостоятельно. Очень важно попробовать что-то сделать самому, без помощи и давления родителей и учителей. С самого раннего детства нас окружает множество запретов — на нашей территории их только три: нельзя драться, ругаться и портить чужое имущество. Наша задача — создать безопасное пространство, в котором ребенок может быть собой. Поэтому бегать и трогать все руками у нас разрешено».

О популярности отдельных профессий в «Кидбурге» можно судить по очередям перед павильонами. Толпа девочек перед «Школой моделей», стайка мальчиков у дверей «Полиции» и «Службы спасения», смешанная очередь в летную школу, где есть настоящий симулятор полетов. На полянке с табличкой «Туризм» сейчас пустота — никому не интересно ставить палатку и разжигать костер. Зато через забор, на ферме, активная жизнь: кто-то возится с грядкой, а кто-то «доит» муляж коровы в натуральную величину. Умеренная, но стабильная активность наблюдается у дверей пекарни, где можно испечь печенье. Судя по количеству почтальонов на улице, эта профессия тоже в чести («Развозят письма на велосипеде только те, у кого есть права!» — краем уха слышу я инструктаж).

Сажусь на скамейку посмотреть выступление учеников школы танцев, которое начинается на эстраде. Несколько девочек разного возраста повторяют незамысловатые движения за пластичным парнем в оранжевой футболке. Публика, состоящая из родителей, детей и персонала, ведет себя более темпераментно, чем выступающие: хлопает в такт, а пекарь и врач тоже начинают танцевать. Инструкторы (здесь их называют «мастера профессий») молоды — как правило, это студенты педагогических или театральных вузов, петербургского Университета культуры и искусств.

Передо мной возникает мальчик лет шести и, страшно волнуясь, произносит фразу, из которой я могу разобрать только последние слова: «… вы же среди детей находитесь!» Я в замешательстве, мальчик, покраснев еще больше, повторяет фразу, и тут я понимаю: ему не нравится, что я сижу нога на ногу. «Понимаете, он полицейский!» — примирительно объясняет мне подошедшая мама.

Удивившись строгости здешней полиции нравов, перемещаюсь к изостудии. У окна стоит мама Полины и наблюдает, как ее дочь учит девочку вдвое младше рисовать траву. Урок заканчивается, Полина выходит. «Ну что же ты не взяла заработанное! — волнуется мама. — Если сама о себе не позаботишься, то никто не позаботится». Тоже урок из взрослой жизни.

www.kidburg.ru