Фотовыставка "Ингмар Бергман. Image Maker": На съемках он был счастлив

В Московском доме фотографии показывают выставку – простую и красивую – про Ингмара Бергмана в процессе работы. Самый серьезный среди великих кинорежиссер свои медленные фильмы снимал весело и энергично
SF Svensk Filmindustri

На одной из самых симпатичных фотографий – а на выставке «Ингмар Бергман. Image Maker» на каждую хочется смотреть – уже ставший большой персоной кинематографа кинорежиссер задушевно, по-свойски, беседует со Смертью.

Кадр со съемок одного из самых главных фильмов Бергмана – «Седьмой печати» – документальный, таким и выглядит – без инфернальщины. Луис Хук, автор фотографии, конечно, выбрал удачный момент – даже спина режиссера выражала абсолютную заинтересованность в разговоре, но Бенгт Экерот, игравший Смерть, в своем черном чепчике выглядит ряженым. Все понятно, но остается стойкое ощущение, что Бергман беседовал не с актером.

Небольшая выставка черно-белых фотографий аккуратного формата, составленная из архивных материалов Svensk Filmindustri, сделана без изысков и претензий и издали может показаться скучной. Но вблизи каждый снимок хочется разглядывать, чтобы разгадать их магию и настроение. И тех, что воспроизводят кадры бергмановских визуальных шедевров, и тех, где появляется высоколобый, длинноносый и длинноногий режиссер, улыбчивый и счастливый, снимающий мучительные фильмы о невозможности счастья даже в детстве.

Зато сцены со съемок «Фанни и Александра» напоминают фотографии с детского праздника, где добрый клоун развлекает детей.

Большинство снимков выставки сделаны в 50–80-х годах, когда Бергман был силен, самоуверен и притягателен. Можно ничего не знать о его отношениях с женами-актрисами, а только посмотреть, как на фото он счастливо жмурится, приобнимая прекрасную Биби Андерсон на глазах растерянно улыбающейся Лив Ульман.

«Тёре (Макс фон Сюдов) выкорчевывает березку, чтобы отомстить за убийство дочери» – когда снимки воспроизводят бергмановское кино, они предсказуемо суровы, изысканны и невыносимы. Когда на фотографиях появляется сам Ингмар Бергман, то они наполняются счастьем.

Поэтому сурово-элегантная (шведский дизайн) инсталляция, предвосхищающая выставку и представляющая одинокое дерево с мониторами, где показывают фрагменты фильмов Бергмана и о нем, уступает старым фотографиям. Технологические чудеса не так притягательны и таинственны, как даренная свыше магия большого таланта.