Объявлена программа 65-го Каннского фестиваля: киноман носа не подточит

Изучив программу 65-го Каннского кинофестиваля, хочется просто перечислить имена и с чувством глубокого удовлетворения заявить, что это истинно каннский отбор
C.Platiau Reuters

Эту банальность можно смело произносить каждый год, но каннская программа и в самом деле не просто козыряет звездной режиссерской компанией. Штука в том, что по ней принято судить, кому выписан постоянный пропуск в высшую лигу мирового кино.

В этом году можно поздравить новозеландца Эндрю Доминика, автора великолепного неовестерна «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». На фестиваль он везет фильм Killing Them Softly (который уже куплен для российского проката и будет называться «Ограбление казино»). Второй многообещающий новичок – американец Джефф Николс, чье «Убежище», получившее в прошлом году главный приз каннской программы «Неделя критики», в следующий четверг выходит на наши экраны. В главном конкурсе – его драма Mud («Грязь» или «Ил» – действие разворачивается на острове в Миссисипи). Еще один американец – Ли Дэниелс, растрогавший своим «Сокровищем» публику «Сандэнса», дебютирует в Каннах триллером «Газетчик» (The Paperboy) с Мэттью Макконахи и Николь Кидман. Австралиец Джон Хиллкоут, чья постапокалиптическая «Дорога» соревновалась три года назад в Венеции, в каннском конкурсе тоже впервые – с криминальной драмой о бутлегерах Lawless («Незаконный»). И наконец, фильм открытия Moonrise Kingdom («Королевство полной луны») – каннский дебют американца Уэса Андерсона.

На другом полюсе программы классики и мэтры: Кен Лоуч (The Angel’s Share – «Доля ангелов»), Ален Рене (Vous n`avez encore rien vu – «Вы еще ничего не видели»), Аббас Киаростами (Like Someone in Love – «Подобно влюбленному»), Михаэль Ханеке (Amour – «Любовь»), Дэвид Кроненберг (Cosmopolis – «Космополис»). А также Леос Каракс, чей предыдущий полнометражный фильм «Пола Икс» был в каннской программе аж в 1999 г. (новая картина называется Holy Motors – «Священные моторы»).

А между полюсами – те, кого Каннский фестиваль открыл и прославил в последнее десятилетие. Румын Кристиан Мунджиу («Золотая пальмовая ветвь – 2007» за «4 месяца, 3 недели и 2 дня») привозит драму Beyond the Hills («По ту сторону холмов»). Мексиканец Карлос Рейгадас (приз жюри в 2007 г. за «Безмолвный свет») – Post tenebras lux («После мрака свет»), скорее всего, притчу, как и две предыдущие картины. Итальянец Маттео Гарроне (Гран-при-2008 за «Гоморру») покажет комедию Big House («Большой дом»). Француз Жак Одиар (Гран-при-2009 за «Пророка») – детектив De rouille et d`os («Ржавчина и кость»). Кореец Хонг Сансу (главный приз программы «Особый взгляд» в 2010 г.) – драму In Another Country («В другой стране»).

К этой компании с одной стороны примыкает датчанин Томас Винтерберг, который выиграл приз жюри еще в 1998 г. (в конкурсе его драма Jagten – «Охота»). А с другой – режиссеры, которые не получали официальных каннских наград, но уже участвовали в конкурсе. Это бразилец Уолтер Саллес (с экранизацией романа Керуака On the Road – «В дороге»), кореец Им Сансу (с драмой Taste of Money – «Вкус денег») и австриец Ульрих Зайдль (Paradies: Liebe – «Рай: любовь»).

Та же история с Сергеем Лозницей, чей игровой дебют «Счастье мое» два года назад остался без призов, но вписал имя режиссера в каннский пул. Как и в 2010 г., новая картина Лозницы русскоязычная, но не российская: экранизация повести Василя Быкова «В тумане» – совместная продукция Германии, Нидерландов, Белоруссии, России и Латвии (именно в таком порядке стоят страны-производители на странице фильма в базе imdb.com). Но все равно будем считать, что Лозница – наш.