После 20-летнего перерыва по ВВЦ вновь стали водить экскурсии

С 28 апреля посетителям предложат шесть постоянных маршрутов, в том числе поход в бомбоубежище и старый гастроном
Ж. Бобракова

С 28 апреля посетителям ВВЦ предложат на выбор шесть постоянных маршрутов, стоимостью 250-300 рублей каждый. В преддверии этого радостного события пресс-центр ВВЦ пригласил журналистов прогуляться по выставке.

Погода была неэкскурсионная. Радиоузел стонал: «Как прекрасен этот мир», — но резкий ветер и сырость портили всю песню. По пустынной аллее между фонтанами бродил торговец, бормоча, как в бреду: «Аксессуары… аксессуары». Облупленные стены павильонов выглядывали из-под бесчисленных щитов. «Блины-бинокли-котята». «Бабочки садятся на посетителей. Термобелье». «Бритвы. Скорпионы. Паук-птицеед».

У центрального входа журналистов встречала начальник отдела экскурсионной деятельности ВВЦ Виктория Шеногина. Вступительное слово она посвятила славному прошлому выставки, чей штат экскурсоводов в советские годы насчитывал почти 3000 человек. Конечно, пояснила она, такой размах сейчас невозможен, но и нынешние 70 человек — уже большая удача.

Виктория повела журналистов по главной аллее, на ходу расписывая достоинства новых маршрутов. Как я понял, главные надежды отдел экскурсионной деятельности возлагает на маршрут «Легенды и мифы ВДНХ». Шеногина особенно подчеркнула, что этих легенд девятнадцать.

— Также у нас будет трехчасовой гастрономический тур по выставке: можно попробовать казахский плов и осетинские пироги, — добавила она. — А для любителей пешеходных прогулок будет маршрут «Зеленый наряд ВВЦ». Когда приходит весна…

— А откуда берутся экскурсоводы? — встрял я.

— Месяц назад мы открыли школу, — объяснила Виктория. — Думали набирать людей не старше 30 лет, но выяснилось, что работать у нас хотят все. В итоге возраст гидов от 14 до 60 лет. За двухчасовую экскурсию им будут платить 1200 рублей, за трехчасовую — 1500.

— А занятия платные?

— Да, курс из 14 занятий стоит тысячу рублей. Если вопросов больше нет, пройдем в бомбоубежище.

Вход в убежище оказался в боковой стене павильона № 1 (бывший «Центральный», ныне — «Акулы-убийцы, черепахи-людоеды и ядовитые рыбы»). По облезлой лестнице спустились в подвал и оказались в просторном помещении с веселенькими голубыми стенами и деревенским дощатым полом. По стенам висели репринты советских газет.

— Во время войны убежище не использовалось, — рассказывала Шеногина, — хотя было абсолютно работоспособно. Запасы продуктов обновляли до 1971 года.

— А сейчас продуктов нет? — спросил кто-то.

— Нет, конечно. Было предложение обставить помещение довоенной мебелью. Старую печатную машинку мы нашли, а с остальным оказалось трудно. Так и оставили, как есть.

После убежища Виктория повела журналистов в недавно отремонтированный павильон «Армения» — один из объектов маршрута «Сохраненные шедевры ВВЦ». Там было совершенно безлюдно, только в дегустационном зале «Арарат» расположились несколько мужчин в деловых позах. Кроме «Армении», экскурсоводы будут рассказывать историю павильонов всех союзных республик, пояснила Виктория, а потом отведут в старый гастроном (бывший павильон «Главконсерв»), где покажут прилавок из карельской березы и пятилитровые банки. «Все это очень важно для понимания выставки», — добавила она.

Пресс-тур завершился у фонтана «Дружба народов». Прощаясь, я спросил, связаны ли экскурсии с недавней сменой руководства ГАО «ВВЦ» и разговорами о грядущей реконструкции? Шеногина ответила: безусловно. Решение о возобновлении экскурсий принял лично новый гендиректор Алексей Микушко.

— Я часто слышу: мол, выставку скоро разрушат, все снесут! Хочется спросить: для чего же тогда мы все это устраиваем? Вряд ли бы мы стали открывать курсы, если бы все сносили.

В подтверждение своих слов Шеногина добавила, что осенью на ВВЦ откроются уже трехмесячные курсы экскурсоводов. Принимаются все.