Предаукционная выставка Sotheby's: Гончарова дороже Брейгеля-младшего

В Историческом музее аукционный дом Sotheby’s представил топ-лоты будущих торгов русским искусством и две картины Яна Брейгеля-младшего, оцененные ниже натюрморта Наталии Гончаровой
М.Стулов/ Ведомости

Русское искусство, топ-лоты лондонских торгов 28–30 мая, представлено на выставке в традиционном наборе – понемногу тех, кого хорошо покупают. Работа аукционного дома, как подчеркнула в разговоре с корреспондентом «Ведомостей» директор лондонского отделения русского искусства Sotheby’s Джо Викери, как раз и заключается в поиске произведений художника, в котором заинтересован коллекционер.

Так что любой визит главных аукционных домов в Москву – а они стали регулярными – содержательно предсказуем: Иван Айвазовский и Николай Рерих обязательны, Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым желательны, плодовитый Петр Кончаловский неизбежен.

Кончаловский в этот раз представлен ярким сезаннистским «Желтым букетом» (300 000–500 000 фунтов стерлингов), довольно сдержанным для любителя смешивать на одном холсте французов с Ван Гогом. Тот же эстимейт у лаконичной желтой «Пустыни» Мартироса Сарьяна, экспрессивных, с желтизной, «Купальщиц» Ларионова и мистического пейзажа «Приговор» Рериха.

Выше всех привезенных картин оценены датированные 1909–1910 гг. «Колокольчики» Гончаровой – 3–4 млн фунтов стерлингов. Энергично написанный, сложный по цвету и композиции постмодернистский с крестьянскими мотивами натюрморт очень привлекателен, ярко-декоративен.

Из нерусского репертуара Sotheby’s на этот раз представил только две вещи с аукциона старых мастеров (Лондон, 4 июля). Большие картины Питера Брейгеля-младшего «Вавилонская башня» (2–3 млн фунтов) и «Проповедь Иоанна Крестителя» (1–1,5 млн фунтов) могли бы украсить художественный музей большого русского города, если бы наши богатые соотечественники вдруг пожелали его осчастливить. Такое иногда бывает, но только с русским искусством. Почему-то купить Брейгеля для музея не считается патриотичным.

«Вавилонская башня» Питера Брейгеля-младшего – только копия великой картины гениального Брейгеля-старшего, в ней нет величия оригинала, украшающего прекраснейший из музеев – венский Kunsthistorisches Museum, но их связывает кровное родство.