«Драгоценности» в Большом театре обернулись бижутерией

Премьера «Драгоценностей» Джорджа Баланчина в Большом театре оказалась несомненным подарком публике, а труппе – суровым экзаменом
М. Логвинов/ Большой театр

С балетами Баланчина связаны завышенные ожидания. Слишком сложны и красивы. Требуют изысканной музыкальности и чувства стиля. Если театр берет их в репертуар, значит, верит в свои возможности. Тем более без одобрения бдительного Фонда Баланчина к шедеврам классика не подступиться.

У Большого театра и фонда отношения давние. И памятку в буклете о том, что «постановка выполнена в соответствии со стандартами Стиля Баланчина и Техники Баланчина, установленными и предоставленными Фондом», оспаривать нет никаких оснований. «Стандарты» и «техника» пришлись танцорам Большого и по ногам, и по рукам, и по корпусу. Обволакивающие линии «Изумрудов» в сочетании с музыкой Габриэля Форе, озорство «Рубинов» на Каприччио Стравинского и галантность «Бриллиантов» под звуки Третьей симфонии Петра Чайковского выглядят достойно.

В каждой части – свои лидеры и примы. В «Изумрудах» – Евгения Образцова. В «Рубинах» – азартные Вячеслав Лопатин и Екатерина Шипулина, танцующие наперегонки со сложными ритмами. Отрешенная Ольга Смирнова умеет превратить в бесконечность протяженные линии медленного дуэта «Бриллиантов» и полностью раствориться в музыке.

Все благородно и красиво. Но не хватает глубины, многозначности ассоциаций. Воспроизведен хореографический рисунок, оттанцована музыка, оркестр под управлением Павла Сорокина не подвел. Танцуют не плохо, но что именно танцуют – не чувствуют. Нет ни шарма, ни элегантности Франции, ни победной безоглядности Америки, ни скрытого драматизма русской части. Нет даже четкости граней сверкающих камней, отражений и пересечений света, всего того, что напрашивается в танец. «Драгоценностям» недавно исполнилось сорок пять лет. Неужели настолько изменились понятия и танцевать смысл стало уже не модно?

Ощущение пустоты усугубило новое оформление. Лаконичные орнаменты канонических костюмов Барбары Карински подчеркивали аристократизм исполнителей. Одеяния, придуманные Еленой Зайцевой, так обильно украшены листиками и завитками, что кажутся бижутерией, а слепящие пачки в «Бриллиантах» обсыпаны пайетками из фольги.

Декорации Альоны Пикаловой еще плачевнее. В буклете художница подробно изложила свой замысел. Но «тонких полосок кристаллов и лучей, высвечивающих геометрию танца», на сцене не получилось. Панели из плотного цветного стекла на задниках «Изумрудов» и «Рубинов» оказались недоразумением, настырно отвлекающим от хореографии. А дешевый блеск звездочек в «Бриллиантах» лишний раз намекнул на поддельность новых «Драгоценностей».