Выставка «Дом, который построил «Проун»: Искусство по-домашнему

«Проун» отличается небольшими изящными выставками, но открывшуюся к пятилетию галереи можно считать пределом камерного жанра. Невозможно уютней, ласковей и своевольней обойтись с разношерстными вещами непохожих художников
С.Портер/ Ведомости

После выставки «Дом, который построил «Проун» начинаешь думать, что все художники связаны братскими, семейными узами и вековая разница лет тут ничего не значит. Если в «столовой» оставил свои натюрморты Давид Штеренберг (яркие, дореволюционные), в «библиотеке» повешены печальные писательские портреты Ирины Затуловской, а объект Андрея Филиппова «Хмурое утро» (2004) органично вписался в «ванную», то, видно, так оно и есть – все тут родственники. Хотя бы на время.

Картины, рисунки, чертежи, записки, объекты двадцати художников оказались на одной выставке по воле придумавшей «Дом «Проуна» Марины Лошак. Благодаря ее художественному вкусу и умению объединить несоединимое: тряпичные сентиментальности Леонида Тишкова с супрематическим фарфором Ильи Чашника, грубые белесые «Сапоги» сейчас молодой Ани Желудь с эскизами кокетливых шляпок (1926) вечно молодой Надежды Ламановой, произведения музейного уровня с шуточными. Такими, как маленькие фигурки, скрученные художником Александром Лабасом из конфетных фантиков просто так, чтобы руки занять.

Верный «Проуну» скульптор Георгий Франгулян, пространственно организовавший, кажется, все выставки галереи, на этот раз изобразил квартиру, где помещения функциональны, а заполнившие их вещи хранят память о разных проуновских проектах. Не обо всех, конечно, выставки здесь долго не стоят.

Идея «расселения» заявлена и воплощена легко, без нажима и искусствоведческой серьезности. Что могли – собрали, собрав – порадовались. «Проун» – галерея не коммерческая, но и не чисто культуртрегерская. Одна из главных ее задач – показывать вещи из частных коллекций, выводить их на публику. Авангард и народное искусство – две излюбленные темы, но не единственные. В «Проуне» можно увидеть выставку «совсем из ничего» и «не понятно про что», такой была недавняя «Шпиономания», а можно обнаружить выставку-исследование, такая рассказала об Илье Зданевиче и Тбилиси начала прошлого века. Та, что «ни о чем», не была глупой, а ученая – скучной: Марина Лошак для каждой придумывала неожиданный сюжет и смешное название.