Стиль жизни
Бесплатный
Ирина Осипова|Для Пятницы

Из собраний Исторического музея: лучший фарфор XVIII-XIX веков

На выставке «Золотой век фарфора и стекла 1790-1830» покажут предметы, связанные с войной 1812 г.
Пресс-служба

Выставка «Золотой век фарфора и стекла 1790-1830. Из собрания Исторического музея» показывает предметы эпохи классицизма и ампира. Значительная часть экспозиции связана с Отечественной войной 1812 года – причиной тому не только художественное качество, но и подоспевший 200-летний юбилей.

Всплеск патриотизма нашел выражение во всех видах искусства, но если создать живописную Галерею героев войны было по силам только императору в Эрмитаже, то мемориальные предметы из фарфора и стекла с памятными надписями и портретами героев были более доступны и выпускались в большом количестве на государственных и частных мануфактурах. Один из примеров – покрытая золотом снаружи и изнутри чашка завода Гарднера с портретом генерал-фельдмаршала светлейшего князя Михаила Кутузова, блюдце которой украшают пушки и поверженные штандарты.

Эту же тему в стекле иллюстрирует коллекция хрустальных бокалов. Для удобства росписи при изготовлении в них вставлены овальные медальоны молочного стекла. На них нанесены портреты полководцев, надписи «Ликуй, Москва, в Париже росс!» (слова из популярной солдатской песни композитора Данилы Кашина на слова литератора и цензора Петра Корсакова) и дата взятия Парижа союзными войсками – 19 марта 1814 года. Другим выражением триумфа стали карикатуры на Наполеона и его армию. В забавных сценах, перенесенных на предметы гарднеровского чайно-кофейного сервиза с гравюр Ивана Теребенева и Алексея Венецианова, французская армия едет верхом на осле, русский мужик в зипуне замахивается на француза топором и заставляет плясать вприсядку. Одним из высших достижений Императорского фарфорового завода в начале XIX века стали полутораметровые вазы – выполненные в форме амфоры, они богато украшались золочением с тончайшей цировкой («процарапанным» по золоту орнаментом) и искусной живописной росписью, как правило, повторявшей картины из эрмитажного собрания. На тулове вазы из коллекции музея мы видим изображение победы Петра I над шведами в битве при деревне Лесной и портрет императора.

В разделе стекла (собрание Исторического музея в этой области входит в тройку крупнейших в стране наряду с коллекциями Эрмитажа и музея-усадьбы «Кусково») показаны редчайшие экспонаты – два «стакана Вершинина». Крепостной мастер, работавший на заводе Бахметьевых в Пензенской губернии, делал стаканы с двойными стенками, между которыми размещались сложные пейзажные композиции, созданные из мха, травинок, соломки, цветной бумаги. Ни при жизни Александра Вершинина, ни после его смерти никто из мастеров не смог повторить его работы. При этом сложность заключалась не только в создании самих пейзажей, но и в том, как ему удавалось запаять стеклянные стенки и не сжечь картину.

Большую часть продукции Императорского стеклянного завода составляли ампирные вазы цветного стекла с бронзовой монтировкой. Так, на выставке покажут хрустальную вазу с кариатидами, существующую в единственном экземпляре, вазы из кобальтового стекла с бронзовыми букетами, аметистовую вазу с ручками-змеями и одно из главных достижений химиков того времени – вазу стекла «золотой рубин» (нежного розоватого тона в отличие от темно-красного «медного рубина»).

29 мая – 8 октября, Красная пл., 1, тел. 692 37 31

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать