Мэтры джаза в Москве: ожидается светопреставление

В зале им. Чайковского выступят певец Бобби Макферрин и пианист Чик Кориа
Dave Martin/ AP Photo

У них 28 премий Grammy на двоих, причем Кориа свою первую статуэтку получил еще в 1976-м. За три дня до московского выступления ему стукнет 71 год, а Макферрин, хоть и помоложе, тоже уже разменял седьмой десяток. Словом, в Москву с концертом едут настоящие мэтры, однако нет оснований думать, что нас ждет протокольный вечер джазовой музыки, на котором заслуженные артисты сыграют свои самые известные композиции. Устроить светопреставление этим музыкантам не помешает ни солидный сидячий зал, ни почтенный возраст.

Бобби принялся скакать по сцене, предложив публике петь по нотам в такт его прыжкам

По воспоминаниям самого Чика Кориа, когда Бобби Макферрин впервые предложил ему сотрудничество (в 1992 году, тогда вышел их совместный диск Play), Кориа сначала планировал подключить к делу свое «акустическое трио», но Макферрин замахал руками: нет, это слишком простое решение. И настоял на том, чтобы они выступали и записывались вдвоем и при этом постоянно импровизировали.

В итоге обыкновенный концерт дуэта Макферрин – Кориа выглядит так: музыканты начинают играть хорошо знакомую мелодию (редкое выступление, например, обходится без классической «Spain», которую Чик Кориа сочинил еще сорок лет назад), однако в процессе пускаются в не предусмотренные оригиналом отступления – когда лирические, а когда и не очень: есть, скажем, видеозапись, на которой пианист достает откуда-то барабан, вешает его на шею и, не переставая по нему колотить, идет прямо в зал. Макферрину тем временем ничего не стоит протянуть листок с текстом и микрофон какой-нибудь зрительнице в первом ряду, чтобы та исполнила один из куплетов, а то и вытащить на сцену десяток-другой людей из зала. Словом, с протокольным джазовым концертом решительно ничего общего; выступление Бобби Макферрина и Чика Кориа больше похоже на праздник непослушания.

От Бобби, впрочем, другого и ожидать не приходится – он являет собой редкий пример музыканта-фокусника. Во-первых, своим голосом Макферрин способен сымитировать буквально любой имеющийся в природе звук. Во-вторых, он вечно помещает себя и окружающих в непривычные, зачастую забавные ситуации: например, на серьезном научном конгрессе, посвященном реакции человеческого мозга на звуковые раздражители, Бобби принялся скакать по сцене, предложив публике петь по нотам в такт его прыжкам, – видео с этой конференции стало интернет-хитом. А в Москву Макферрин в последний раз приезжал с постановкой своей им­провизационной оперы «Боббл» и для ее исполнения вывел на сцену Дома музыки разом Нино Катамадзе, Пелагею, Гаю Арутюнян из группы «Дети Пикассо» и еще пару дюжин заслуженных вокалистов и вокалисток – больше всего это напоминало хеппенинги курехинской «Поп-механики», только а капелла.

Что до Чика Кориа, то ему Макферрин помог воплотить в жизнь давнюю мечту. В свое время знаменитый пианист отошел от авангардного звукотворчества в составе проекта Circle и принялся за более легкий для восприятия материал. Когда много лет спустя его спросили о причинах этого перевоплощения, Кориа ответил, что всю жизнь старался сделать серьезную музыку по-настоящему массовым продуктом, преодолеть дистанцию, которая в авант-джазе по определению отделяет артиста даже от самого просвещенного слушателя. Во многом ему это удалось: пластинки его ансамбля Return to Forever даже светились в поп-музыкальных чартах. Но осуществить задуманное в полной мере Кориа смог, пожалуй, именно в дуэте с Макферрином. Вместе они играют музыку чрезвычайно изощренную технически, требующую от исполнителей максимальной концентрации – и при этом с ходу понятную любому, кому повезет оказаться в зале на их концерте.

15 июня, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53