Чик Кориа и Бобби Макферрин в Зале Чайковского: Веселее вместе

Чик Кориа и Бобби Макферрин в Зале Чайковского организовали танцы со звездами, пение хором и вообще полное веселье
Д.Абрамов/ Ведомости

Об их творчестве можно говорить бесконечно. Их можно называть как угодно: джазовые виртуозы, новаторы, живые классики и т. д. При всей уникальности вокалист Бобби Макферрин и его давний друг и соратник пианист Чик Кориа во многом похожи. Оба любят длительные хитрые импровизации. Кориа, конечно, не закатывает двухчасовых концертов без единой написанной и предсочиненной ноты, как Кит Джаррет, но все же, а Макферрин почти только в таком формате и работает. Оба любят коллаборации, открыты для всех стилей, от кантри до классики. На концертах норовят превратить свидетелей в соучастников – дирижируют зрителями, ухитряясь и из этого псевдохора уровня футбольных кричалок соорудить музыку. Наконец, оба прекрасные семьянины. Что, разумеется, не наше дело.

Наше дело – собирать пластинки гениев сих, чем уже бог знает какое поколение россиян занимается. Москва на любой концерт/проект Макферрина (здесь он уже четвертый раз) или Кориа реагирует радостным аншлагом. Это если говорить про «или». Потому что «и» – совместного выступления мастеров – у нас еще не было. Когда появились анонсы такого концерта – в это было трудно поверить. Инсайдер в «Музыкальном олимпе», компании-организаторе, сообщил, что это не безумно дорогой проект, «как обычно».

Казалось: два сверхэнергичных неутомимых виртуоза вместе должны дать что-то термоядерное. Судя по альбомам и отзывам старших коллег, видавших мастеров на европейских фестивалях, их совместное музицирование ядерному взрыву подобно. В смысле – меняет все вокруг. Однако прошедший концерт, хоть и был крайне приятным, увлекательным и познавательным (а для нескольких попавших на сцену зрителей так вообще мастер-классом), оказался все-таки скорее важным культурным событием, чем, выражаясь тинейджерским сленгом, взрывом мозга.

Началось все «как обычно». Кориа и Феррин вышли на сцену неспешной походкой, в невзрачных шмотках. Как будто к соседу на чаёк заглянули. Помахали нам, поулыбались. На саундчеке, сообщают коллеги-фотографы, оба долго разыгрывались, распевались, гоняли «стандарты». Оба с самолета, оба не слишком бодры.

Феррин садится на стульчик и начинает из одного интервала раскручивать свои бесконечные вокализы. Кориа аккуратно аккомпанирует. Джазовые стандарты (Night and Day, I’ve Got the World on a String) перемежаются импровизированными кусками, универсальными мелодиями (Aranjues Хоакино Родриго) и сольными фрагментами. Чик Кориа вспомнил свое краткое авангардное прошлое и выдал нечто серьезное и слегка диссонирующее. Не обошлось, разумеется, без развлечения в стиле «попробуй спеть вместе со мной» – пения зала хором и отдельных людей с Макферрином. Люди – старались. Из еще не виданных здесь нами штучек – танцы на сцене. Пятерка симпатичных барышень и молодой человек изобразили некие ритмичные движения в диапазоне от шейка до contemporary dance. Одного отчаянного зрителя Кориа пустил поиграть с ним в четыре руки. Парень старался изо всех сил. Видимо, сам заочный ученик Чика Кориа.

За всеми этими маленькими радостями время прошло незаметно. И когда оно прошло, чувство осталось очень приятное, но подозрительно легкое. Ничего общего с мировоззренческим потрясением от первого в России концерта Бобби Макферрина в том же зале почти десять лет назад. Про советские концерты Чика Кориа я даже говорить ничего не рискну – то было событие революционное. А сейчас ощущения – как от хорошего ужина в приятной компании с двумя бокалами сухого красного. Хорошего, привозного. От него не будет похмелья – одно только послевкусие. Второе, конечно, по всем показателям лучше и полезнее первого. Но хочется-то именно похмелья!