Как устроен театральный шум: в Политехническом открывается выставка первых шумовых машин

Посетители смогут попробовать себя в роли театральных «шумовиков»
Музей МХАТ

Можно повторить звуковую дорожку к фильму «Изящная жизнь», где была воссоздана работа советского завода

Впервые установка «Шум поезда», которую можно услышать на выставке «РеКонструкция шума», прозвучала не в концертном и уж тем более не в музейном зале, а в спектаклях МХАТа: «Бронепоезде 14-69» (1927) и в знаменитой «Анне Карениной» (1937). Создавался звуковой эффект так. За сценой находилось несколько человек: один имитировал гул поезда с помощью большого барабана-«ворчуна», другие колебали металлические листы, третьи проводили щетками по деревянным ящикам-резонаторам – котлы паровоза ритмично выпускали пар, пока поезд был где-то вдалеке. Громкость нарастала, и в нужный момент возникало впечатление, будто вагоны проносятся совсем рядом. Придумал невидимый «поезд-призрак» актер и изобретатель Владимир Попов, сочинивший сотни приспособлений для звукового оформления спектаклей сначала Первой студии Художественного театра (затем МХАТ-2), а позднее и самого Художественного, главного театра своей жизни.

Шумовая установка Попова была реконструирована этой весной: пианист и исследователь Петр Айду с членами своей Музыкальной лаборатории восстановили ее по авторским чертежам и во время концерта в «Школе драматического искусства» вынесли из-за кулис прямо на сцену. Оказалось, что исполнение шумовой партитуры само по себе может стать захватывающим спектаклем, главным героем в котором выступает звук.

На выставке в Политехническом музее «Шум поезда», одна из самых масштабных установок, займет место среди примерно 70 других аппаратов, отобранных Петром Айду вместе с искусствоведом Константином Дудаковым-Кашуро. Это реконструкции как небольших «Лягушек», «Сверчков», «Скрипов», напоминающих своей формой рубанки, так и массивных аппаратов. Например, переката, изображающего шум прибоя, и «Ветра» с «Дождем», где звуки создаются трением ребристой поверхности больших барабанов о пергамент или ткань.

Окружающие звуки Попов, композитор и инженер в одном лице, вначале раскладывал на отдельные элементы, а затем «собирал» заново, нередко делая для своих шумовых аппаратов небольшие нотные записи. Слуховое проникновение в ушедшую эпоху для сегодняшней публики – поразительное свидетельство музыкальности сцены 1920-1930-х годов, меняющее представление о «бытовых», как принято было считать, спектаклях МХАТа. Но выставка в Политехническом – не о способах имитации звуков, а скорее о возможностях преодоления автоматизма их восприятия, о том, как обычный шум и звуки вдруг перестают быть частью повседневности.

Все шумовые аппараты в залах музея можно будет испытать самостоятельно: поскрипеть корабельной мачтой, повыть ветром, процокать копытами по старинной булыжной мостовой. А заодно по­смотреть и послушать, как эти звуки использовались в советском кино – в малоизвестных фильмах 1930-х годов, например, в «Изящной жизни» Бориса Юрцева, где была воссоздана работа советского завода. Дождавшись перерыва между кваканьем и стрекотанием из соседнего зала, можно даже попробовать повторить звуковую дорожку, добавив к шелестящим звукам похожего на ксилофон «Приводного ремня» громкий фабричный свисток.

27 июня – 16 сентября, Новая пл., 3/4, тел. 625 06 14