Самое интересное на Московском кинофестивале

Пять программ 34-го ММКФ, которые не стоит пропускать
Alamy/ ИТАР-ТАСС

Гала-премьеры

Громкие показы в самых больших залах – единственные, кроме конкурсных, на которые приходят члены съемочной группы. Нередко речь о больших звездах, например, качественный британский триллер «Я, Анна» представит сама Шарлотта Рэмплинг: она сыграла главную роль, и сыграла хорошо, а режиссер-дебютант Барнаби Саускомб – ее родной сын. На московскую премьеру «Президента Линкольна: охотника на вампиров» приедет не только постановщик Тимур Бекмамбетов (тоже нечастый гость в Москве), но и продюсер Тим Бертон. На закрытии же, на гала-премьере фильма «Возлюбленные», появится Катрин Денев. Туда, впрочем, без специального приглашения пробиться будет нелегко. Зато в кассе можно купить билет на гала-премьеру нашумевшего «Железного неба» – в Россию приедут финн Тимо Вуоренсола и члены его съемочной группы, сделавшей фантастический трэш о лунных фашистах на деньги интернет-фанатов. Остальные фильмы программы тесно связаны с нашей страной: ленту «Байконур» немец Файт Хельмер снимал на просторах бывшего СССР, фрагментарная мелодрама «Любовь с акцентом» сделана режиссером ромкома «Жара» Резо Гигинеишвили, а «Поклонница» Виталия Мельникова расскажет публике об одном важном романтическом эпизоде из жизни Чехова. Писателя сыграл театральный артист Кирилл Пирогов.

Главное на ММКФ – та трансформация, которая случается со столичной публикой – обычно ленивой и нелюбопытной. Зрители сходят с ума: билеты раскупаются заранее, киноманы ютятся на ступеньках

Кинофестивалей в России становится все больше, но ММКФ сохраняет за собой право считаться первым – и это право признают за ним даже самые жесткие критики. 34-й Московский международный, который пройдет с 21 по 30 июня, отличается от предыдущих не структурой или идеологией, а набором фильмов. Значит, все будет по-прежнему. Статусный конкурс будут смотреть и непременно ругать журналисты; зрители же пойдут на обширную внеконкурсную программу, одни – на ретроспективы, другие – на свежие премьеры со всего мира.

У нас участие в фестивале практически не гарантирует выхода фильма в прокат, и прошлый год ничего не изменил. На экранах, даже ограниченным тиражом, так и не появились ни испанские «Волны» («Золотой Георгий»), ни гонконгская «Месть. История любви» (лучшая режиссура), ни польская «Иоанна» (лучшая женская роль), ни болгарские «Кеды» (специальное упоминание жюри). И так каждый раз, за исключением тех лет, когда победу одерживают россияне. C их участием в конкурсе, как правило, связаны самые интересные события. Прошлый год ознаменовался явлением «Шапито-шоу» – и, честно говоря, весь фестиваль стоило проводить ради одного этого фильма. То же самое вполне может случиться и теперь, когда новые картины Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» и Андрея Прошкина «Орда» будут состязаться с лентами из Ирана, Южной Кореи, Польши, Испании, Финляндии и Мексики.

Но главное на ММКФ, конечно, не призовая интрига и даже не внеконкурсное разнообразие, а та трансформация, которая случается со столичной публикой – обычно ленивой и нелюбопытной. На эти десять дней зрители сходят с ума: билеты раскупаются заранее, киноманы ютятся на ступеньках, а те, кому не достался наушник с переводом, тщетно вчитываются в субтитры на незнакомых языках. Действует фестивальная магия, ощущение причастности к подлинному искусству и к тому, что при иных обстоятельствах не отыщешь ни в одном кинотеатре. Иногда так и есть, показ ленты на ММКФ становится первым и единственным. Чтобы удобнее было сориентироваться в программе фестиваля, «Пятница» подготовила свой список того, что жалко было бы пропустить, – пять главных внеконкурсных программ стартовавшего вчера ММКФ.

Свободная мысль

В числе 18 картин, которые привезут в Москву, несколько безусловных событий. Например, «Да здравствуют антиподы!», амбициозный проект нашего соотечественника Виктора Косаковского, который снимали по всему миру, в географически противоположных друг другу точках, – в прошлом году он открывал Венецианский фестиваль. Или «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире» – портрет знаменитого битла, мастерски исполненный самим Мартином Скорсезе. Или «Таблоид» – сюрреалистическая, но правдивая история бывшей королевы красоты от классика американской документалистики Эррола Морриса. Или «Ядерная нация» – японская документалка про события на Фукусиме. Смотреть и смотреть.

8½ фильмов

Традиционная авторская программа Петра Шепотинника, выбирающего самые интересные новые картины со всех концов света. Главный хит в этом году – Holy Motors, умопомрачительное возвращение «проклятого поэта» французского кино Леоса Каракса к режиссуре после 13-летнего молчания (его прерывала лишь короткометражка с симптоматичным заголовком «Дерьмо»). Заслуживают внимания и обаятельная комедия Кена Лоуча «Доля ангелов» (приз жюри в Каннах-2012) про шотландских гопников, увлекшихся элитным виски, и необычная молодежная драма Мишеля Гондри «Это мы, а это – я» про одноклассников, едущих из школы в одном автобусе, и скандальная картина австрийца Ульриха Зайдля «Рай. Любовь» о сексуальном туризме. Аншлаги обеспечены, бронируйте билеты заранее.

Магия Любича

Один из величайших комедиографов в истории кино успел родиться в XIX веке, учился на ткацком производстве отца и работал в его конторе бухгалтером. Он играл на театральной сцене и в кабаре, а потом стал снимать фильмы, пробуя на вкус разные жанры, от исторического эпоса до душещипательной мелодрамы. Переехав в Голливуд в 1922 году, Любич нашел себя в салонной комедии, непревзойденным мастером которой остался навсегда. Он работал с Полой Негри, Мэри Пикфорд, Гретой Гарбо – и всех этих див увидит московская публика. Кстати, кроме Любича ММКФ посвятил отдельные монографические программы современным кинематографистам, которые посетят форум, – бразильцу Эктору Бабенко и китайцу Юньфаню.

Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию

Необычный замысел – раскрыть историю одной кинематографии, показав по одному фильму из каждого десятилетия. Так, за 1920-е отвечает «Кабинет доктора Калигари», шедевр немецкого экспрессионизма, а за 1930-е – первый звуковой фильм Фрица Ланга «М» – город ищет убийцу». Их одних уже достаточно, чтобы оценить состояние нации в период между двумя мировыми войнами. Пугающая лента «Еврей Зюсс» Файта Харлана, служившая в 1940-х оправданием «окончательного решения еврейской проблемы», будет показана с комментарием – документальной картиной об истории создания одиозного фильма. Западногерманский «Мы – дети чуда» напомнит о том, с чего начинался ММКФ (эта картина взяла главный приз в 1959 году), а «Расколотое небо» Конрада Вольфа – о том лучшем, что было в кинематографе ГДР. Нельзя пропустить и «Классовые отношения» (1983) авангардистов Жан-Мари Штрауба и Даниэль Юйе, экранизацию неоконченного романа Франца Кафки «Америка». Каждую картину будет предварять вступление одного из ведущих отечественных кинокритиков.

Золотая коллекция «Юниверсал Пикчерз»

Нередко ретроспективы ММКФ грешат плохим качеством фестивальных копий, но здесь все должно быть в порядке: студия сама предоставляет лучшие свои картины. Поражает разнообразие. Тут и две классические шпионские ленты, сделанные Альфредом Хичкоком в 1960-х, «Разорванный занавес» и «Топаз», а также «Птицы», которые, наверное, видели все, но мало кто на большом экране. И «Убить пересмешника» по единственному роману Харпер Ли, одной из важнейших книг американской литературы: пусть имя режиссера Роберта Маллигана с хичкоковским не сравнится, зато в 2003 году американский киноинститут назвал Аттикуса Финча величайшим положительным героем кинематографа. «Спартак» – пеплум Стэнли Кубрика с монументальной ролью Кирка Дугласа. «Графиня из Гонконга» – поздний шедевр Чарли Чаплина, а также ленты, прославившие самих Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, когда их еще считали перспективными авторами «Нового Голливуда», а блокбастеров они не снимали: соответственно, «Шугарлендский экспресс» и «Американские граффити». Здесь в самом деле обидно будет пропустить хоть одну из картин программы и не увидеть еще раз эпохальную рок-оперу Норманна Джуисона по Эндрю Ллойду Уэбберу «Иисус Христос – суперзвезда», жесткую драму о Вьетнаме «Охотник на оленей» Майкла Чимино, биографическую «Айседору», где лучшая роль – у молодой Ванессы Рэдгрейв.

www.moscowfilmfestival.ru