Неслучившееся будущее: Модель Большого Кремлевского дворца Баженова выставлена в Музее архитектуры

Музей архитектуры поставил в своих залах фрагменты модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Возвращение зрителям символа русской имперской архитектуры стоит считать культурным событием
Е.Разумный/ для Ведомостей

Музей архитектуры с богатейшим собранием, но без постоянной экспозиции – отечественная нелепица, на манер незвонящего колокола, нестреляющей пушки и величественной модели непостроенного Большого Кремлевского дворца, должного восхитить Европу, памятника русским имперским амбициям.

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, владеющий множеством важных для русского самосознания и его понимания материалов (напомним, что архитектура – застывшая идеология), два десятилетия постоянной экспозиции не имеет, и объяснить этот феномен так же невозможно, как и физическое состояние усадьбы, в которой он находится.

Пока обещанная реконструкция разваливающегося в пяти шагах от Кремля музея не началась, в его залы поставили часть модели Большого Кремлевского дворца, созданной гениальным русским архитектором Василием Баженовым по заказу императрицы Екатерины II, решившей вернуть Первопрестольной немного столичных функций и просто привести запущенный Московский Кремль в европейский, т. е. петербургский, порядок.

Баженов также русский феномен, безусловно, гениальный архитектор, мало что построивший. Ставится под сомнение даже его авторство Пашкова дома – самого красивого здания Москвы.

Математически выверенная модель Большого Кремлевского дворца в точных пропорциях (в одном вершке сажень, приблизительно 1 к 48) воспроизводит предполагаемую Баженовым модернизацию Кремля. Первую, но не последнюю – как и все остальные, неосуществленную.

В сущности, Баженов предлагал построить новую крепость, не прагматическую, а символическую, века Просвещения, мощную, но благородную, с колоннадами, четкой планировкой, закрывающую древние кремлевские постройки, по крайней мере те, что уцелели бы в новом, идеально организованном московском сердце. В благородном порыве могла пострадать даже Соборная площадь, но пылкого архитектора вовремя остановили – строго контролировавшая проект императрица и ее советчики.

Строительство баженовского опуса, как известно, не состоялось, снесенную ради него часть кремлевской стены быстро восстановили, но модель гениальной архитектурной оды Разуму чудесным образом сохранилась до наших дней. Только места для ее демонстрации нет с начала 90-х, когда Музей архитектуры выехал из Донского монастыря. И это недопустимо.

Баженовская модель и проекты Дворца Советов (а в музее хранится еще много полезных документов) способны объяснить всем интересующимся, что властные амбиции, выраженные в идеальных архитектурных формах, в Первопрестольной неосуществимы (разве только под землей, в метро), что этот русский город-мир не поддается рациональному преображению, что погубить его можно только точечными ударами, как это и было сделано на наших глазах в конце прошлого века, без идеологии.