Выставка Сантьяго Калатравы: Эрмитаж представил испанского архитектора как художника

Эрмитаж представил испанского архитектора Сантьяго Калатраву как скульптора, инженера и художника, а себя – как его полноценного соавтора
О.Мясоедов/ ИТАР-ТАСС

Выставка Сантьяго Калатравы в Эрмитаже ничуть не похожа на архитектурную выставку. Входишь в роскошный Николаевский зал – и в лицо тебе бросаются скульптурные формы: завихрения, спирали, совершенно абстрактные изящества, не имеющие никакого отношения к градостроительству, в центре зала в двух арках висят расписные яйцеобразные объекты: красиво, но при чем тут стройка? На стенах – рисунки, и на рисунках тоже в основном не дома, а люди, птицы, какие-то пересекающиеся лучи. Макеты тоже есть, но их замечаешь в последнюю очередь.

Сантьяго Калатрава Вальс принадлежит к плеяде звездных архитекторов, чьи работы переворачивают привычные представления об архитектуре. Их немного, около десятка, и Калатрава, пожалуй, среди них самый бескомпромиссный романтик. Архитектура у него течет, гнется, свивается в жгуты и изгибается, как кошачья спинка. Выставка названа «В поисках движения», но искать тут нечего: мобильность – основная характеристика построек Калатравы, все они, кажется, лишь на мгновение застыли, чтобы через секунду улететь по ветру или скрыться под волной. Дворец наук и искусств в родной для Калатравы Валенсии – океанский лайнер, готовый отправиться в путешествие. Концертный зал на Тенерифе – белоснежная птица, присевшая на океанскую гладь. Вокзал Сент-Экзюпери в Лионе – летучая мышь, распростершая крылья над железнодорожными путями. И бесконечные мосты, главная «торговая марка» Калатравы: легкие, подвешенные в воздухе на струнах вант, с одной возносящейся в небо опорой – то прихотливо изогнутой, как у моста Сэмюэла Беккета в Дублине, то резкой, прямой и острой, как у моста Пуэнте де ла Мухер в Буэнос-Айресе.

Выставка в Эрмитаже – оммаж архитектору, но триумф куратора. Она интересно сделана – оттесняя собственно постройки на задний план, вводит зрителя в мир Калатравы-художника: скульптуры, графика, кинетические объекты. В самом центре стоит «Волна» из множества колышущихся темно-зеленых брусьев: действительно, это очень похоже на морскую волну, но заодно объясняет, чем вдохновлены волнообразные кровли построенных Калатравой вокзалов. На стенах «морфинги» – абстрактные двухмерные скульптуры из узких дощечек, почти незаметно для глаза меняющие форму и рельеф, но их ряд замыкается на уже совершенно реальном градостроительном объекте – золотистых подъемных воротах склада компании «Эрнстингс» в Германии, точно так же складывающихся, чтобы пропустить грузовики. Скорее художественная, чем архитектурная, выставка показывает, откуда выросли строения Калатравы. Со школьной тщательностью тычет указкой в основные мотивы его творчества.

Мотивов не много. Во-первых, это струны-паутинки, на которые Калатрава так любит подвешивать в воздухе свои мосты. Во-вторых, купола и навесы, раскрывающиеся как крылья птицы или надкрылья божьей коровки. В-третьих, змеиные изгибы в силуэтах зданий. Комбинируя эти три идеи, Калатрава добивается воздушности, легкости, ощущения на секунду остановленного движения. А Эрмитаж, делая акцент именно на пластических экспериментах архитектора, позволяет зрителю не просто «смотреть на здание», а проникнуть в тайну его рождения.