«Под солнцем из мишуры»: Главная выставка молодежной биеннале – о том, что надо понимать жизнь

Главная выставка III Московской международной биеннале молодого искусства представляет не бунтарей и провокаторов, а художников, пытающихся разобраться в себе и в жизни
С.Портер/ Ведомости

Открывшаяся в Центральном доме художника выставка «Под солнцем из мишуры» озаглавлена, как объясняет куратор Катрин Беккер, фразой из песни старой британской панк-группы Poison Girls. По-русски название звучит как переводное, но и сама выставка с явным европейским акцентом. Спокойная, вдумчивая, внимательная к молодым людям, которые еще не вполне понимают, что делают, но очень стараются понять и быть понятыми.

Иногда у них получается. Сдержанная работа израильтянина Амира Фаттала – преодоление страха смерти. Две наклонные деревянные стелы, оканчивающиеся хрустальными лампочками, кажутся дизайнерскими объектами в стиле семидесятых, но они сделаны из мебели умерших людей и вроде как памятники им.

Искусно смонтированное из документов видео Лауры Хорелли рассказывает о яркой жизни ее бабушки – танцовщицы, врача, дипломатической жены. Пристальное рассматривание судьбы близкого человека, внутренняя оценка его поведения так же свойственны молодым людям, примеряющим на себя чужие жизни, – что бы я делал и чувствовал на их месте. Об этом на выставке несколько работ, фотографические всматриваются в других особенно внимательно.

Остроумно разглядывал чужую судьбу Данило Корелли – фотографии поднятых ладоней крупных бизнесменов сделаны в момент дачи судебной присяги, рядом – подробные комментарии знаменитого индийского хироманта.

Есть на выставке работы с рефлексией по поводу старого искусства, зрителям очень нравится длинный занавес Сары Декристофоро, где в традиционный пасторальный рисунок вписаны фигуры солдат и террористов. Есть объекты просто красивые, дизайнерские, с притянутым смыслом. И пусть не каждое произведение молодого искусства глубоко и интересно, но в целом выставка смотрится очень хорошо. Чему способствовали архитекторы Сергей Ситар и Алексей Кононенко, организовавшие экспозицию просто и естественно, без собственных креативных претензий.

На этой московской молодежной биеннале – возраст участников до 35 лет – впервые взрослые кураторы (еще один проект сделала Елена Селина). Прежде с начинающими работала Дарья Пыркина, по неопытности не рассчитавшая сил и пустившая зрителей в самостоятельное плавание в неотфильтрованный поток несовершенных опусов молодых, почему-то решивших, что они художники.

Катрин Бейкер хватило профессионального опыта сделать выбор из тысяч заявок желающих быть художниками. На вернисаже она по-матерински обнимала смущенных участников – юноши держались уверенно, девушки кусали губки. Стремление поддержать и опекать видно и в том, как она собрала свою выставку о поколении, выросшем в эпоху интернета под фальшивым солнцем и потому видимое часто путающем с реальным. Такой охранительный подход, боюсь, не все одобрят. У нас принято ждать от молодых дерзостей, эпатажа, вскрытия общественных язв, гной в которых накопили старшие, и потому готовить их не к счастливой жизни, а к перманентному бою, желательно с последующей отсидкой.