Длинный список премии "Русский Букер": Голубая кровь литературы

Из-за вынужденного годового простоя «Русского Букера» претендентов на звание «лучшего романиста» на этот раз было гораздо больше обычного. В результате конкурс получился жестким, зато в полуфинале оказалась действительно отборная русская проза
С.Фадеичев/ ИТАР-ТАСС

Жюри букеровской премии, по-прежнему держащей благородную осанку (отдельные спотыкания не в счет), огласило результаты своей работы. Директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, поэт Владимир Салимон, прозаик и сценарист Павел Санаев, писатель Роман Сенчин под председательством петербургского критика и эссеиста Соломона Лурье прочитали или по крайней мере просмотрели 114 поступивших на конкурс романов.

Из-за вызванного финансовыми трудностями тайм-аута, который премия взяла в прошлом году, на конкурс «Букер-2012» поступили романы, опубликованные не за один, а за два последних года. Жюри от этого только проще (так легче составить достойный список), романистам – сложней (конкуренция в этом году жестче).

Действительно, 24 позиции заняли такие сильные тексты, что уже сейчас понятно: главные муки ждут жюри при составлении шорт-листа – из имеющегося набора легко составить не одну, а две, если не три полноценные шестерки.

Если вынести за скобки необъяснимое отсутствие в полуфинале Владимира Маканина с замечательным экспериментальным романом «Две сестры и Кандинский», получившийся длинный список вызывает улыбку: за малым исключением в нем сошлись все главные участники современной русской литературной игры, действительно сливки, лучшие из лучших, хотя далеко не всегда успешные и знаменитые.

Например, Юрий Буйда, чей роман «Синяя кровь» вошел в длинный список, – один из самых недооцененных авторов нашей словесности; несмотря на профессионализм и уверенное мастерство его прозы, в последнее время он остается в тени литературной жизни (при том что Буйда входит в узкий круг русскоязычных прозаиков, которых активно переводят на европейские языки). Дмитрий Быков в отличие от Буйды всегда в ослепительном свете рамп, но и его «Остромов, или Ученик чародея», также вышедший в полуфинал, не прочитан широким читателем, хотя роман неожидан по материалу и просто умен. Почти не заметила критика и еще один, по счастью обласканный букеровским жюри, текст – горький и светлый роман Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер». Среди несправедливо обойденных вниманием публики и великолепная «Легкая голова» Ольги Славниковой. В общем нынешнее букеровское жюри действовало и внимательно, и профессионально, возвратив недополученное многим.

Даже по первым произнесенным именам очевидно: среди кандидатов на премию этого года практически нет дебютантов – сплошь тяжеловесы или те, кто, что называется, находится «в середине карьеры»: Олег Зайончковский с романом «Загул», Александр Иличевский с «Анархистами», Анатолий Курчаткин с «Полетом шмеля», Эдуард Лимонов с новой серией автобиографического сериала «В Сырах», Александр Мелихов с романом о возмездии «И нет им воздаяния». А также: Андрей Волос, Сергей Носов и Валерий и Евгений Поповы, Захар Прилепин, Алексей Слаповский, Марина Степнова, Александр Терехов. Из не столь узнаваемых имен – Марина Ахмедова, Валерий Былинский, Георгий Давыдов и совершеннейший незнакомец Виктор Ягофаров с романом под загадочным названием «Проект «Первый кирпич».

Занятно, что львиная доля всех этих без пяти минут «лучших романов» появилась на свет благодаря, во-первых, издательству «Астрель», во-вторых, толстым журналам. Иначе говоря, мест, где публикуются лучшие отечественные романы, – с гулькин нос, так что правильней было бы не ворошить эти гнезда, а беречь их, хотя бы не трогать. С поступающей в распоряжение «Эксмо» «Астрелью» этого не получилось, но на «Букере» она взяла реванш: в длинном списке всего одна книга бывшего конкурента.