Выставка в Пушкинском: Западноевропейская живопись из украинских собраний

В экспозиции лучшие картины мастеров VI-XVIII вв.

В экспозиции будет много «возрожденных» работ, авторы и время создания которых установлены совсем недавно

В Отделе личных коллекций открывается очередная выставка из цикла «Под сенью дружных муз…», в рамках которой в Пушкинский музей привозят работы из собраний ближнего зарубежья. После рижского музея и коллекций музеев Армении пришла очередь Украины.

В экспозиции «Возвращение «Святого Луки» – лучшие картины западноевропейских мастеров VI-XVIII веков (впрочем, к VI веку относятся только две иконы из киевского Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко). «Здесь можно увидеть вещи практически из всех самых крупных музеев Украины, – говорит ведущий научный сотрудник ГМИИ Виктория Маркова. – Одной из задач было представить их коллекции с наиболее сильной стороны, показать шедевры».

Собрания украинских музеев по большей части компактные, зато в некоторых сконцентрировано достаточное количество редких и значимых полотен. Основу экспозиции составили произведения из вышеупомянутого киевского музея, и среди них есть картины Джентиле Беллини, Хуана де Сурбарана, Якоба Йорданса. В киевском собрании хранится и эскиз к незавершенной картине «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена» Рубенса. Сюжет был по тем временам острополитическим (к слову, он напоминает сюжет знаменитой картины Рубенса из Эрмитажа «Союз Земли и Воды» 1618 года): в результате войны между Испанией и Голландией и разделения Нидерландов на Северные и Южные голландцы блокировали устье реки Шельды, на которой стоял принадлежащий отныне испанцам Антверпен. Фландрия лишилась возможности вести торговлю, а Антверпен постепенно уступил место ведущего портового города Амстердаму. Этот болезненный для фламандцев сюжет был одним из самых популярных в начале XVII века. Рубенс изобразил три аллегорические фигуры: богиню Антверпена и богов, от которых зависело процветание города, – бога реки Шельды и мать богов Кибелу, олицетворяющую землю.

Еще два шедевра на выставке принадлежат кисти Франса Хальса. Портретист и полноправный мастер самой престижной в Антверпене Гильдии святого Луки, в 1620-е годы Хальс начинает писать работы на религиозные темы. Среди них изображения евангелистов Луки (считался первым иконописцем, а потому стал покровителем живописцев) и Матфея. Оба полотна хранятся в Музее западного и восточного искусства в Одессе. Именно картина «Евангелист Лука» дала название всей экспозиции. Оно призвано напомнить, объясняет Виктория Маркова, что работа уже выставлялась в Пушкинском музее и теперь возвращается почти 50 лет спустя. Трудно не вспомнить о грандиозном скандале, который разразился в 1965 году, когда «Евангелиста» украли прямо с выставки в ГМИИ. На основе событий тех лет в 1970-м даже сняли остросюжетный фильм «Возвращение «Святого Луки», в котором полковник милиции Зорин расследовал обстоятельства кражи полотна и предотвращал его продажу за рубеж.

Из Чернигова привезли полотно Хендрика Тербрюггена «Концерт» – еще одну картину с трудной судьбой. В 1997 году она была украдена из музея вместе с десятью другими работами, но именно ее грабители по непонятным причинам выбросили на газон. Так или иначе, «Концерт» – один из лучших примеров, представляющих Тербрюггена как последователя Караваджо (художник убежал из дома пятнадцатилетним, чтобы попасть в Италию и учиться у мастера).

Помимо признанных шедевров на выставку привезут полотна не самых известных мастеров, работ которых практически не осталось (например, «Пастушок, играющий с кошкой и мышкой» Томмазо Салини или «Дама в комнате после возвращения из церкви» Карела Слаббарта), а также те, что еще не атрибутированы экспертами. «Нам было важно показать, что коллекции музеев имеют резерв и остаются открытыми для исследований», – говорит Виктория Маркова, подчеркивая, что в экспозиции будет много «возрожденных» работ, авторы и время создания которых установлены совсем недавно.

С 18 июля, Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, Волхонка, 10, тел. 8 (495) 697-16-10