Выставка "Неокончательный анализ": Стратегический проект молодежной биеннале новаторов не выявил

«Неокончательный анализ» – большая выставка молодежной биеннале, результат кураторской работы Елены Селиной, усмотревшей в потоке искусства молодые направления и тенденции – правда, не новые
Искусство и супермаркет – не всегда противоположности/ С.Портер/ Ведомости

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) молодежная выставка начинается с двери, открывающейся после того, как вы ей улыбнетесь, если, конечно, посмотрите точно в видеокамеру. Простенькая инсталляция Нади Антанелло и Паоло Гецци могла бы стать эпиграфом к большой выставке 3-й Московской биеннале молодого искусства, просьбой участников не относиться к их творениям совсем серьезно.

Однако свой «Неокончательный анализ» куратор Елена Селина сделала с присущей ей тщательностью и вдумчивостью, для многих участников излишней. Но в подтверждение необходимости не терять бдительность в общении с творческой молодежью, в ближнем соседстве с падкой на улыбки дверью должно было демонстрироваться «высокотехнологическое взрывное устройство», авторы (группа Iron Lily – Дмитрий Пронин и Тимур Шаймухаметов) которого хотели имитировать очистительный «Большой взрыв», но не получилось.

В ГЦСИ показывают инсталляции, самый зрелищный жанр, и неудивительно, что там интересно и красиво. Не считая умственной работы группы ЗИП, показавшей проект (в макете и картинках) завода для автономного существования художника, – в антиутопии красоты нет.

В Московском музее современного искусства, где проходит вторая часть «Неоконченного анализа», так же красиво. Особенно на первом этаже, где собраны формалисты (в каждом из четырех залов музея представлены главные направления творчества молодых). По свидетельству куратора, большинство заявок пришло от желающих творить нечто из подручного материала в духе модернистского искусства ХХ века. Например, поляк Анджей Рафалович из ярких фармацевтических упаковок мастерит блестящие флаги разных стран, а лондонец Тин Тун Чак выстраивает «Радугу» из тележек, стыренных из супермаркета. Такие опыты могут кого-то и огорчить – ничего нового, но свидетельствуют, что искусство прошлого века не исчерпано, а работа с формой – в творческой природе человека.

Нет сомнений, что Елена Селина классифицировала работы правильно. Только они неоднозначны и часто сделаны интуитивно, а не программно. Бетонные телевизоры с мозаичными картинками новостей Вадима Комиссарова могли бы быть с формалистами, но попали в «Игры с культурными кодами». Первые полосы газет с черным квадратом на месте центральной фотографии – работу американца Люка Фуллера – легко отнести и к «Политике».

И совсем уж демонстративно многозначна видеоигра Дмитрия Калашникова и Марии Захватовой, предлагающая зрителю расстрелять бегущих на экране всадников с картины Казимира Малевича «Скачет красная конница», а под конец и самого художника. Ее и можно поставить финалом начатой с улыбки выставки. Непосильны и отвратительны для молодых ожидания старших, ну не обязаны они стать новаторами, ниспровергателями старого и утвердителями нового искусства. Давит на них Малевич своим величием.

До 19 августа