Опера "Мастер и Маргарита": Владимир Юровский извлек из забытья удивительное сочинение Сергея Слонимского

Владимир Юровский совместно с Михайловским театром отметил 80-летие петербургского композитора-патриарха Сергея Слонимского так, что тот только сам себе может позавидовать
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Первое отделение включало мировую премьеру Тридцать второй симфонии композитора и сочинения его воспитанников – солидного Александра Радвиловича и совсем юной Настасьи Хрущевой (исполнял оркестр Михайловского театра, сочинениями учеников дирижировал помощник Юровского в ГАСО Алексей Богорад). С разной степенью сноровки Радвилович и Хрущева демонстрировали увлечение литературностью и инструментальным театром, полученные, надо полагать, от учителя. Главным же событием поздравительной программы стало представление первого действия оперы «Мастер и Маргарита», впервые исполненной в Питере 40 лет назад и тогда же запрещенной.

Владимир Юровский, увезенный в юношеском возрасте из России, пожалуй, единственный, кто так целенаправленно осуществляет теперь связь времен – нынешнего с позднесоветским. Этой теме посвящен целый ряд его проектов, в которых есть музыка и Шнитке, и Сильвестрова, и Геннадия Гладкова. В 1989 г. он, студент-теоретик Мерзляковского училища, участвовал в московском концертном исполнении «Мастера» под руководством своего отца Михаила Юровского. И вернуться к этой опере было его многолетней идеей.

Помимо семейно-ностальги-ческих соображений тут, конечно, видна радость исследователя-музыковеда, которым дирижер в глубине души является. Произведение Слонимского и впрямь удивительная вещь, ни на что не похожая. Точнее, как считает Юровский, она похожа на монодические эксперименты из ранней оперной истории 400-летней давности, времен Флорентийской камераты. Опера – не опера, оратория – не оратория, 20 инструменталистов (частью из Михайловского, частью из московского РНО) – не оркестр и даже не ансамбль, потому что играют они не вместе, а по очереди, прикрепленные к тому или иному персонажу. Некоторые прямо парами-тройками на поклоны и выходили: Воланд (Вячеслав Почапский) с флейтистом и фаготистом, Иешуа (Борис Пинхасович) – с гобоистом, заполошная тетка под названием Простоволосая (Екатерина Егорова), сообщающая об Аннушке и пролитом масле, – с баянистом.

Полусценическая, вроде как ни к чему не обязывающая версия (оголенный задник, символические детали в костюмах), осуществленная сценаристом «Мастера» Виталием Фиалковским не без участия Юровского, удачно акцентировала именно эту, чисто музыкальную особенность сочинения. Театр булгаковских характеров был показан с помощью театра инструментов, без фальшивой метафизики, графично и деловито – что совершенно согласовывалось с музыкой. А Юровский и собранная им блестящая команда певцов, в которой михайловцы работали наравне с приглашенными, кабинетную суховатость этой партитуры упаковали в убедительный трактат. Часть солистов была еще с московского исполнения 1989 г. – в частности, прекрасная, нисколько не растерявшая трепетности Татьяна Моногарова (Маргарита). Новые великолепные приобретения – Сергей Лейферкус (Пилат), Альберт Шагидуллин (Мастер).

Слонимский в исполнении Юровского – прямо скажем, экзотический продукт для культурной элиты Петербурга. Музыка народного артиста России, лауреата государственных премий, профессора консерватории вроде совсем не та, которую драйвово поддерживать. Но мастер репертуарных интриг Юровский рискует и выигрывает.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more