Выставка "Возвращение "Святого Луки": В Пушкинский из украинских музеев привезли сто картин европейских мастеров

В Пушкинском музее открылась выставка живописи старых европейских мастеров из девяти украинских музеев. Привезли лучшее – картины знаменитые, выдающиеся и просто обаятельные
С.Портер/ Ведомости

С этой выставкой в Пушкинском образовался еще один музей в музее. Первый – юбилейная выставка «Воображаемый музей» с запрятанными в залах картинами великих художников, одолженными из крупнейших европейских собраний. Второй – «Портрет коллекционеров», представляющий лучшие московские частные собрания, в том числе и старых европейских мастеров. «Возвращение «Святого Луки» – третий временный музей, образовавшийся из вещей, привезенных с Украины. Так что сегодня в ГМИИ им. А. С. Пушкина концентрация классической живописи повышенная, что достойно особого внимания публики, любящей искусство вообще, а не избранные шедевры знаменитостей.

Шедеврами здесь можно назвать разве что давшее название выставке полотно Франса Хальса «Евангелист Лука» и парное к нему – «Евангелист Матфей», написанные грубовато, свободно и так жизненно, что, кажется, слышно дыхание не привыкших к писанию стариков, корпящих над сочинением боговдохновенной книги.

Холоден, эффектен, мастеровит «Святой Себастьян» Бартоломео Манфреди из львовского музея – в темноте фона светится сильное тело героя, повернутое так неловко, что становится тревожно – типично караваджистская картина. Роскошен привезенный из Чернигова красочный и веселый «Концерт» Хендриха Тербрюггена, тоже караваджиста, только нидерландского и обычно довольно мрачного.

Но обаяние выставки не в отдельных картинах, вместе они представляют замечательный временный музей, не великий, но собранный с большой любовью и пониманием сути старой живописи.

Здесь не важно, стоит ли рядом с известным истории искусства именем знак вопроса или уточнение «круг». Портрет коленопреклоненного патриция в золотых венецианских одеждах не перестает радовать, когда замечаешь, что его только приписывают Джентиле Беллини.

Здесь надпись «Североитальянский художник третьей четверти XVI века (?)» может стоять под исключительно выразительным портретом архитектора Себастьяно Серлио (его имя написано прямо на картине) с циркулем в руке. А маленькая проходная вещь великого Рубенса – проигрывать соседней большой картине художника поскромнее. Здесь недавно атрибутированный «Зимний пейзаж» Гейсбрехта Лейтенса висит один-одинешенек, словно никто из голландцев больше не писал волшебных снежных картин с деревьями в инее.

Украинские музеи формировались так же, как и большинство российских, – в основном из частных коллекций репрессированных или уехавших в эмиграцию аристократов и коллекционеров, потом им подкинули еще что-то из общесоветского музейного распределителя. Старые итальянцы, малые голландцы, позже академические французы – понятный набор для эрмитажей бывшей империи.