«Стрелка» проводит для жителей Москвы выездные учебные программы

На летних воркшопах москвичи учатся благоустраивать свои районы
Оля Эйхенбаум

Здесь гуляют семьи с детьми, владельцы собак, мужчины с пивом, – сообщает участник летней программы «Стрелки» Артем Калашьян десятку местных жителей, столпившихся вместе со своими колясками и таксами на деревянной эстраде в парке в Южном Медведкове. – Судя по нашим опросам, разные группы не против друг друга, но диалога не хватает, поэтому случаются конфликты. А ведь общаться и договариваться можно прямо здесь.

Артем воодушевленно рассказывает, как превратить пустующую эстраду в центр общения: любой житель может сам проводить здесь кинопоказы и лекции, «вот и представитель управы разрешает, правда?». Женщина с официальным лицом в толпе сурово кивает.

Артем пишет маркером на белой пластиковой доске «Медведково инфо» и предлагает поставить ее на сцене, чтобы посетители могли писать объявления и оставлять рядом найденные в парке вещи. Артем улыбается, а жители молчат. Наконец какая-то девушка произносит: «Тогда здесь сначала полицию надо поставить. Вы знаете, что кулисы все используют как туалет?»

Разговор происходит во время первого выездного воркшопа, которые проводит в июле-августе институт «Стрелка». Впервые участники учебных программ этого института пытаются что-то сделать в районах, взаимодействуя с жителями и представителями местной власти. Аналогичные воркшопы тоже впервые организовал 4-12 июля независимый проект Interactive Moscow, в который входят сотрудники нескольких вузов (НИУ ВШЭ, РГГУ, Университетского колледжа Лондона и Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса).

Одна из задач таких воркшопов – создать что-то полезное для жителей. Например, перед торговым центром «Ладья» в Митине участники воркшопов «Стрелки» собираются соорудить инсталляцию, а в Отрадном – выпустить первый номер районной газеты, которая поможет сплотить местное сообщество. Но еще важнее с помощью воркшопов вовлечь самих жителей в благоустройство своего района. «В европейских странах люди и так занимаются своим районом, – говорит директор летних программ «Стрелки» Катя Гиршина. – У нас в советское время благоустройство было обязаловкой, поэтому эта традиция исчезла вместе с СССР. Может ли это работать сейчас, мы пытаемся выяснить».

Для того чтобы разговорить людей, команда Interactive Moscow устроила акцию в советском стиле возле заброшенного пивбара «Ракушка»: повесили на стенах старые плакаты, расставили столы, на них – кувшины с квасом, включили Окуджаву. И жители Тропарева-Никулина пришли обсудить, что писали про «Ракушку» Стругацкие и какие здесь были драки. В результате студенты поняли, что местное сообщество не прочь возродить место общения, но только без алкоголя.

«Чем понятнее и ближе людям задача, тем охотнее они участвуют в изменениях, – считает куратор летней школы Interactive Moscow и замдекана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Юрий Милевский. – У билборда команды, которая предлагала почистить Чистые пруды, собралась целая толпа. Люди предлагали свою помощь и деньги».

В Южном Медведкове, по словам ведущего воркшоп Михеля де Ланге, сооснователя голландского исследовательского проекта The Mobile City, большинство отдыхающих отказывались даже говорить со студентами. За неделю в почтовый ящик люди бросили всего четыре бумажки с предложениями.

«Плохо, что мало народу знало об этом, – считает жительница Медведкова архитектор Ксения Шкробан, которая специально пришла на презентацию. – Надо было им активнее распространять информацию не только в парке». Ей вроде понравилось, что предлагают студенты, но они не смогли заразить ее своими идеями. Так же как еще несколько прохожих, заинтересовавшихся работой студентов, Ксения отказалась раскрашивать и расставлять по парку фанерные таблички для красоты и навигации.

«То, что такие воркшопы есть, уже хорошо, – cчитает руководитель модуля «Проблемы урбанизма» в архитектурной школе МАРШ Надя Нилина, – потому что привлекают внимание к теме и могут стать толчком для собственных проектов жителей». На Западе, говорит она, где культура участия жителей в формировании городской среды существует давно, в муниципалитетах есть специалисты по работе с местным сообществом (community planner), которые помогают людям создавать свои проекты и обсуждать предложения государства. «Ведь очень многое жители могут сделать сами и так, как им нравится, – говорит Нилина. – В Вене до сих пор существуют общественные сады, которые жители создали в начале прошлого века».