Статья опубликована в № 3149 от 23.07.2012 под заголовком: Чего хотят деньги

Фильм "Космополис": Капитализм и импотенция

«Космополис» (Cosmopolis) Дэвида Кроненберга рисует картину тотальной импотенции капиталистического общества, где даже ленинская формула революционной ситуации перевернута: теперь уже низы не могут, а верхи не хотят
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Герой Роберта Паттинсона хочет понять, что такое больно
Outnow.ch

Роман Дона Делилло, по которому снят фильм, вышел в 2003-м, за пять лет до глобального кризиса, за восемь – до движения «Оккупай». Строго говоря, сегодня «Космополис» уже не антиутопия, а метафора современного мира, слегка старомодная в исполнении Дэвида Кроненберга, чья фирменная отстраненность холодного анатома превращает действие в подобие фотосессии для глянцевого журнала. И подчеркивает сходство Дона Делилло с Бретом Истоном Эллисом («Американский психопат», «Гламорама»), главным певцом гниющего гламура 1980-х.

Сюжет почти целиком разворачивается в салоне роскошного бронированного лимузина, в котором 28-летний мультимиллиардер Эрик Пэкер (Роберт Паттинсон) пытается пересечь Манхэттен, чтобы подстричься в маленькой парикмахерской. Движение в городе парализовано президентским кортежем, похоронами рэп-звезды и акциями анархистов, размахивающих дохлыми крысами. Пока машина ползет в бесконечной пробке, в нее подсаживаются инсайдеры и консультанты (по информационной безопасности, валютным биржам, арт-рынку, общей экономической теории), а также чернокожий рэпер и врач, который проводит герою ежедневный осмотр. Начальник охраны (Кевин Дюран) докладывает миллиардеру, что получил информацию о готовящемся покушении. Но Эрик Пэкер остается невозмутимым, даже когда понимает, что пришел к финансовому и семейному краху. Он лишь хочет подстричься.

Таким образом, две вещи, между которыми в фильме возникает сюжетное напряжение, – это прихоть и контроль. Обе имеют отношение к сексу. Любовница и арт-дилер (Жюльетт Бинош) после соития в лимузине обсуждает с Эриком покупку полотна Ротко, но его не интересует одна картина, он хочет знаменитую часовню Ротко целиком. Во второй сексуальной сцене участвует охранница. В третьей (самой по-кроненберговски изощренной) потная после пробежки инсайдерша рефлекторно сжимает бедрами пластиковую бутылку, пока над ней нависает миллиардер, которому врач делает пальпацию простаты.

«От тебя разит сексом», – замечает при каждой встрече молодая жена (Сара Гейдон), единственная, с кем у героя секса нет.

Звезда «Сумерек» Паттинсон, конечно, нужен Кроненбергу не как приманка для публики, а как секс-символ. Воплощенный эротизм капитала, чистый знак желания. Сам Эрик почти не способен желать. Его лицо меняется лишь при пальпации простаты или от предвкушения собственной смерти. Противоположность его пресыщенности – чудовищный голод персонажа Пола Джаматти, человека, который одержим желанием убить Эрика Пэкера: он нищ и безобразен, он импотент. То есть если даже весь мир насилья мы разрушим, то создавать новый, по Делилло и Кроненбергу, будет нечем. Вряд ли этот диагноз следует считать марксистским.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more