Одесский кинофестиваль: Куда за смертью посылать

Одесский международный кинофестиваль на третьем году жизни заметно повзрослел: стал серьезней, вальяжней и, похоже, утвердился в своем праве на статус главного кинособытия Украины. Это проявилось и в частностях, и в главном
«В тумане» Сергея Лозницы понравился жюри, а зрителям – не очень/ Outnow.ch

ОДЕССА - Среди частностей отмечу переезд на Французский бульвар, подальше от вокзала и Привоза – в бетонную коробку Театра музкомедии, которая усилиями фестивальных декораторов на неделю оделась в красное и выглядела вполне пристойно. А еще ОМКФ обучился хорошим манерам: теперь на торжественных церемониях он не славит без устали своего президента Викторию Тигипко и не выводит на сцену спонсоров-промышленников вручать призы под ручку с членами жюри.

Однако главные перемены коснулись формата. ОМКФ никогда вслух не объявлял себя наследником почившего еще в прошлом веке фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк», но де-факто два года кряду делал в своих программах акцент на жанре и поощрял в авторах чувство юмора (все ж Одесса). Нынешняя коллекция фильмов избытком веселого задора явно не страдала и так же явно продемонстрировала стремление идеологов ОМКФ распространить свои интересы еще и на арт-хаус, чтобы стать главным поставщиком его лучших новинок украинскому зрителю. Это не что иное, как очевидное посягательство на фестивальные интересы старейшей киевской «Молодости», сколько бы ОМКФ ни пытался ее задобрить приглашением директора Андрея Халпахчи в жюри. К слову, возглавил жюри в этом году критик Андрей Плахов, с которым когда-то Станислав Говорухин яростно полемизировал на страницах центральной прессы о том, какое кино народу нужно: в продолжение этой полемики, собственно, и был им придуман «Золотой Дюк».

Довольно неожиданным образом главной сквозной героиней фестивальных программ ОМКФ-2012, и в том числе конкурса, стала смерть: многие авторы сосредоточились на мыслях именно о ней, и эти мысли были по преимуществу сумрачны. Особняком здесь стояла «Последняя сказка Риты», но попытка Ренаты Литвиновой с веселой отвагой заглянуть в лицо смерти – попытка, на мой вкус, гомерически смешная и даже в своих несовершенствах обаятельная – не была одобрена жюри. Его избранником стал Сергей Лозница с экзистенциальной военной драмой «В тумане» по одноименной повести Василя Быкова. Этот фильм уже получил в Канне приз ФИПРЕССИ, по дороге из Канн в Одессу победил на ереванском «Золотом абрикосе», и одесской наградой его призовой урожай наверняка не будет исчерпан. Он обладает кинематографическими достоинствами, которые привлекли внимание многих к игровому дебюту Лозницы – фильму «Счастье мое», и лишен того неприятного качества, которое многих с тем фильмом развело: чуть ли не брезгливого высокомерия автора к людям, о которых он берется рассказывать.

Как бы там ни было, Лозница получил в Одессе приз за лучший фильм, но не Гран-при: ОМКФ в этом году поменял регламент и теперь главную награду вручает по итогам зрительского голосования (корректность подсчета голосов подтверждает международная аудиторская компания Deloitte). Зрители приняли фильм «В тумане» с вежливой учтивостью, а сердечное расположение вместе с $15 000 из фестивального призового бюджета подарили британской драме «Сломленные» о том, что происходит со страдающей от тяжелой болезни, но не унывающей одиннадцатилетней девчонкой, которая пытается противостоять атакам взрослого мира и защитить от них собственный мир. Не будь Одесского фестиваля, этот дебют театрального режиссера Руфуса Норриса в обязательном порядке украсил бы программу киевской «Молодости», но фестивальная власть на Украине переменилась: право первой ночи теперь за Одессой.