Как менялся предметный мир детства

В нью-йоркском музее современного искусства MoMA показали историю игрушек за сто лет — с 1900 по 2000-й год

Терапевтические игрушки по дизайну Ренаты Мюллер использовали для ортопедических упражнений, а также во время занятий на координацию

В MoMA открылась выставка Century of the Child: Growing by Design, 1900–2000, на которой представлены предметы, придуманные для детей дизайнерами и архитекторами, педагогами и психологами. Кураторы поставили перед собой грандиозную задачу: показать на реальных примерах, как за сто с лишним лет поменялся мир детства.

В экспозиции, поделенной на семь частей, выставлены новаторские планы дет­ских садов, школ и игровых площадок, игрушки, книги, одежда, предметы мебели и другие объекты – всего более пятисот экспонатов. Название экспозиции отсылает к книге Эллен Кей «Век ребенка», вышедшей в 1900 году. В ней автор призывала к глобальным социальным переменам, в первую очередь за счет изменения отношения общества к детям – в этом она видела главную цель ХХ века.

«Пятница» выбрала пять предметов, которые представляют разные подходы к воспитанию детей и детскому дизайну, – от педагогических систем позапрошлого века до игрушек, сделанных в соответствии с техническими достижениями 1980-х годов.

«Дары» педагога

Деревянные сфера, цилиндр и куб – это один из шести «даров», которые в XIX веке придумал Фридрих Фрейбель, педагог и создатель понятия «детский сад». «Дары» представляли собой набор предметов: мяч и несколько деревянных кубов, разделенных на более мелкие кубики и плитки. Этот набор должен был помочь ребенку познакомиться с окружающим миром, мотивировать его к знаниям и раскрыть творческий потенциал.

Простая геометрия

Детская тележка, сделанная Герритом Ритвельдом в 1923 году, характерна для «Де Стиля» – группы голландских художников, дизайнеров и архитекторов, пропагандировавших рационализм и конструктивизм. Тележка сделана из дерева и раскрашена в чистые цвета. Каждая ее часть – это нарочито простая форма: круг, прямоугольник, тре­угольник, а характерный для Ритвельда способ «спайки» деревянных деталей, при котором панели находят одна на другую, подчеркивает геометричность конструкции.

По следам звездных войн

«Омнибот 2000» – более продвинутая версия робота «Омнибот», которого разработали в японской компании Tomy в середине 1980-х годов. «Омнибот 2000» (1984), как и его предшественник, был оснащен кассетным проигрывателем, с помощью которого можно было записывать команды или же использовать его как магнитофон. Также у робота были таймер и будильник, небольшой поднос для стакана или кружки. Управлять роботом (рост которого достигал 60 см) нужно было при помощи пульта.

Модернистский подход

Небольшой столик из стекла с лаконичной отделкой из дерева и металла был спроектирован итальянским дизайнером и архитектором Джо Понти в 1930 году. Это яркий пример модернистских веяний межвоенного времени, которые не обошли стороной и дизайн детской мебели. Во главе угла встали новые принципы: простота, подвижность, функциональность и легкость. Эти установки хорошо прочитываются и в предметах Марселя Брейера, Альвара Аалто, Кита Николсона – стулья по проектам этих дизайнеров представлены в экспозиции.

Игротерапия

Набор для игр в помещении, разработанный Ренатой Мюллер в 1985 году, имел терапевтическое значение. Дизайнер начала создавать игрушки еще в начале 1960-х: большие, яркие, а главное, качественно сделанные игрушки предназначались для учреждений, работающих с детьми с нарушениями психики или детьми-инвалидами. Игрушки по дизайну Мюллер использовали для ортопедических упражнений, а также во время занятий на координацию. Она продолжает создавать их и сегодня – в 1990 году она получила права на все свои ранние изделия и выпускает ограниченные серии известных предметов и новые вещи.

До 5 ноября, www.moma.org