«Ретроспектива» Брассая: «Ночной Париж» и другие шедевры фотоклассика показывают в Московском доме фотографии

«Ретроспектива» Брассая в Московском доме фотографии – выставка чарующая, большая ее часть, правда, многократно видена, но как иначе, если показывают классика золотого века фотографии
МАММ

Усатые ажаны, простушки проститутки, хулиганы в кепках, аккордеонист с папироской, гологрудые стриптизерши, молочники, зеленщики, фонарщики, трансвеститы, старьевщики, ночные кафе, набережные в туманах и парочки: знакомящихся, милующихся, раздевающихся, ссорящихся.

Черно-белые, чувственные, романтизирующие привычно порочных обитателей ночного города, фотографии Брассая многие помнят – видели на выставках, в альбомах, в календарях, которые вместе с брелоком с крошечной Эйфелевой башней и диском душераздирающей Эдит Пиаф входят в минимальный сувенирный набор впервые посетивших Париж.

Без ранних фотосерий Брассая, снятых в начале 30-х и вошедших в книги «Ночной Париж» и «Тайный Париж», выставка классика французской и мировой фотографии никак не обойдется. Пересматривать их – удовольствие, особенно приятное, если знакомство с ними давнее, или вы любите старое французское кино, или любили Генри Миллера и Гайто Газданова, знавших темные парижские тайны, потому что побывали в этом городе, как и Брассай, одинокими нищими чужестранцами.

Эмигранты, населившие Париж после войны и революций начала ХХ века, вернули городу утерянную славу столицы нового искусства. Все они, сейчас почитаемые великими, были знакомы друг с другом, и фотографии с Пикассо и Сальвадором Дали, также широко растиражированные, – вторая часть «Ретроспективы» Брассая.

Неожиданностей на выставке не много, и все приятные. Серия эротичных ню, фотографических и хорошо, несколько гротескно, нарисованных, – великолепная работа художника, понимающего, что такое скульптурная форма и женские формы. Серия портретов предметов, где плоскогубцы и спичка, иголки и наперсток могут смотреться символически, – ее можно назвать, как один из снимков, – «Случайная магия».

Женский торс и гобелен по рисунку Брассая демонстрируют, что он мог работать с материалом.

Но самая очаровательная неожиданность – демонстрирующийся в самом конце выставки фильм из жизни животных в зоопарке. Бегает по веткам обезьяна, хлопает веками жирафа, воркуют голуби – безыскусная, почти любительская документальная съемка, но глаз не оторвать. На лучших фотографиях Брассая люди так же естественны.

До 7 октября