В Перми прошел форум «Пилорама-2012»

Участники дискуссий приравняли гражданскую активность к досугу
pilorama.perm36.ru

Человек, ложащийся под бульдозер из-за церкви в Кадашах, сегодня мне ближе человека, ложащегося под бульдозер из-за выборов, – говорит Игорь Аверкиев из Пермской гражданской палаты во время одной из дискуссий форума «Пилорама-2012». – С папуасами демократии не построишь, сначала папуасы должны измениться. А помочь в этом могут досуговые практики, которые сейчас очень популярны.

«У меня работа, двое детей: мне нужна инфраструктура, чтобы я могла заниматься общественной деятельностью, как фитнесом»

Тема нынешнего форума, проходившего 27-29 июля на территории музея политических репрессий «Пермь-36», – «Жить вместе!», и большая часть дискуссий была посвящена современным гражданским практикам. В частности, речь здесь шла о гражданских развлечениях и потребительском активизме.

– Я – гражданский потребитель, – заявляет из зала жительница Перми Юлия Балабанова. – Я не могу отдать себя работе в некоммерческой организации или поехать волонтером в Крымск. У меня нет на это времени: работа, двое детей. Мне нужна инфраструктура, чтобы я могла заниматься общественной деятельностью, как фитнесом.

– Да и не надо замазывать поезд­ками в Крымск трупные пятна на России, – кипятится Роман Удот, координатор проектов по наблюдению за выборами ассоциации «ГОЛОС». – Сейчас нужно тратить силы на то, чтобы оживить наш труп, то есть добиться сначала политических и гражданских прав: на судебную защиту, на свободу слова и политического высказывания. А вот вкладываться в это полностью – чтобы тебя выгнали с работы, чтобы не в чем было ходить – не стоит, конечно. Я считаю, норма – не больше часа в день на любовь к Родине.

Павильон, забитый людьми, накрывает волной смеха. Коротко улыбается даже серьезная Наталья Самовер из «Архнадзора». Она приехала на «Пилораму» поделиться опытом общественного движения, которое, начав с экскурсий, объединило вокруг проблемы сноса церкви в Кадашах огромное количество людей и с их помощью спасло здание.

– Политических активистов у нас мало как раз потому, что они понимают: если окунуться в это с головой, то могут возникнуть и проблемы с одеждой, – рассуждает Самовер. – А если человек сначала ходил на экскурсии, потом полюбил это место, то у него не возникает мыслей об одежде, когда здание сносят. Из робкого человека вырастает гражданин.

Игорь Аверкиев, сидящий за одним столом с Удотом и Самовер, относит к развивающим развлечениям не только работу «Архнадзора», но и всякие «Оккупаи».

– Меня бесит в сегодняшнем активизме двуличность, когда люди приходят развлекаться, но говорят, что занимаются политикой, – возмущается он. – Тем не менее досуговые практики делают сегодня важные вещи: приучают человека к публичной деятельности, дают опыт коллективных действий и в результате создают из человека субъект.

Пришедших на обсуждение интересуют конкретные примеры публичных действий, поэтому они внимательно слушают Анастасию Овсянникову из Сахаровского центра. Она рассказывает, как возле центра люди поставили оранжевую скамейку. Через три дня работники ЖКХ выкрасили ее в унылый серый цвет, а еще через пару недель кто-то вообще сломал ее.

– История печальная, но лиха беда начало, – говорит Овсянникова. – Необходимо визуализировать свою позицию в публичном пространстве, иначе ее просто не существует. Мы ведь даже не знаем своих соседей.

– Не зря пришла сюда, – решает после дискуссии мать троих детей Майя Горбунова, которая пытается решать городские проблемы (например, она была среди тех, кто добился в этом году возвращения бесплатных молочных кухонь в Пермском крае). – Я уже поняла, что буду издавать газету для жителей своего и, может, соседнего дома. Иногда у меня не хватает сил решить даже локальную проблему – например, мы так и не договорились с собачниками, кто и как гуляет на детской площадке. Может, если заинтересованных будет больше, договоримся?