"Традиции фольклора и наива в современной культуре": Летняя выставка в Царицыно собрана по рецепту окрошки

Выставка «Традиции фольклора и наива в современной культуре» собрана с интеллектуальной небрежностью, без желания раскрыть вынесенную в название тему. Поэтому может смутить не сведущего в современном искусстве зрителя
Д.Абрамов/ Ведомости

Список участников выставки Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), открывшейся в Хлебном доме парка Царицыно, производит исключительно благоприятное впечатление – художников много, все знатные. Особенно манят иностранцы: Стефана Балкенхола, Пола Маккарти, Тони Оурслера или Давида Лашапеля не часто у нас увидишь.

Но чудес в Царицыне не бывает – для них выбирают места поважнее. Балкенхол представлен на выставке двумя скромными работами (из коллекции Гари Татинцяна), поэтому здесь он зрелищно проигрывает, например, Александру Соколову, тоже работавшему с деревом, но без всяких сантиментов и демонстративных мучений, которые так трогают в больших и отчаянно неловких скульптурах знаменитого немца. Работ Соколова больше, они крупнее, но и формальнее, холоднее.

Какая связь у обоих с фольклором и наивом – вопрос дискуссионный. Оба профессионально вписаны в свои национальные традиции. Но название выставки допускает объятие необъятного, и можно считать, что всякая деревянная скульптура вышла из троянского коня. А что отечественное современное искусство в Хлебном доме переигрывает западное – так надо же ему где-то торжествовать.

Кураторы выставки Виталий Пацюков и Алина Федорович местами не без изящества сформировали экспозицию, и тот же Балкенхол оказался в естественном для него соседстве с неопримитивистской, такой же кроткой живописью Ирины Затуловской, чья картина (масло на кровельном железе) «Малевич точит косу» – из лучших на выставке.

Эффектными получились и первые залы с победной демонстрацией большого количества объектов из известной по многим выставкам серии «Русский трофей» Ольги и Александра Флоренских. Ее венец – восхитительная «Триумфальная арка» из останков ампирного письменного стола и покалеченной временем мелкой антикварной пластики.

Естественно вписались в тему выставки а-ля лубочные картины Люси Вороновой, чего не скажешь о художниках-ёрниках 90-х, хотя их беспечную пародию на классическое искусство можно посчитать фольклором, тогда и Константин Звездочетов окажется скоморохом.

Конечно, хотелось бы не видеть проблемы в том, что выставка «Традиции фольклора и наива в современной культуре» проходит не в ГЦСИ, куда ходит разбирающаяся или пытающаяся разобраться в современном искусстве публика, а в месте массового отдыха москвичей, чей интерес к современному искусству не стоит уничтожать при рождении. Многое на выставке, например забавные «говорящие пузыри» Тони Оурслера, начинающему зрителю обязательно понравятся, так почему не облегчить ему первое знакомство с по-новому прекрасным и не написать к работам толковых пояснений.